Главный итог года в этом смысле – появление нового, четко выстроенного тренда во внутренней политике
Что бы вы выделили из внутриполитических событий 2013 года?
Региональные выборы в 2013 году проходили в условиях повышенной конкуренции. Около 40 партий приняли участие в выборах регионального и муниципального уровня. Особенно выборы московского мэра отличались сверхконкурентной атмосферой. Свою кандидатуру выставил самый радикальный оппозиционер, прошел все фильтры, его непосредственный оппонент Сергей Собянин даже помог ему собрать голоса муниципальных депутатов для выдвижения.
Со стороны власти было сделано все, чтобы любой мало-мальски значимый политический актор принял участие в этой кампании. Это оказало очень серьезное виляние на легитимность избранной власти.
Победа Собянина уже в первом туре подтвердила, что он действительно пользуется поддержкой москвичей. Несмотря на то, что оппозиция попыталась это оспорить, но претензии оказались настолько мелкомасштабные, что это, скорее, ритуальные действия проигравшего, нежели попытка доказать иную реальность. Всем очевидно, что Собянин законный и легитимный мэр. В то же время, понятно, что и у оппозиции есть потенциал. 27% Навального показывают, что ситуация в столице непростая и в следующем году это обещает острую борьбу за 45 мандатов в Мосгордуме.
Плюс в Екатеринбурге, Петрозаводске победу одержали представители оппозиционных сил.
Так что вот этот шаг, который принято называть либерализацией политической системы, а, на мой взгляд, просто очередной этап в поиске адекватной формы российской демократии, дает свои результаты. Теперь представительность повышается предельно, хотя на очереди еще масса партий, которые хотят зарегистрироваться. На мой взгляд, качество уже достигнуто: система открыта, приветствует конкурентную борьбу и получает за счет этого дополнительную легитимность. Это должно повысить уровень доверия к политической системе, как в целом, так и в регионах, на уровне муниципалитетов.
Это не означает, что все идеально. Наоборот, есть очень серьезные проблемы. Не всегда получается так, что победитель во всех отношениях безупречный.
Достаточно вспомнить ситуацию с мэром Астрахани. Выдвиженец «Единой России» оказался взяточником. То что к нему были применена вся строгость закона – это хороший признак отсутствия круговой поруки.
Дело в том, что протекают два процесса одновременно: повышения открытости, конкурентности и легитимности и в то же время процесс, направленный на очищение политической иерархии от людей, которые идут в политику из корыстных соображений.
Еще одно важное событие уходящего года – прояснилась функция Общероссийского народного фронта. На декабрьской конференции ОНФ присутствовал его лидер Владимир Путин.
В экспертной среде раньше была популярна мысль, что «Единая Россия» будет постепенно уходить, а ее место займет ОНФ. К концу года стало ясно, что «Единая Россия» никуда не девается, остается правящей партией в нашей системе, это ее естественная функция, которая позволяет президенту реализовывать его основные направления внутренней и внешней политики.
ОНФ же представляет собой новую общественную консолидированную силу, которая имеет надпартийный характер. В ОНФ могут участвовать представители всех политических направлений и убеждений. Общая платформа Фронта – патриотизм, а главная задача - осуществление прессинга на структуры власти, которые заставляли бы ее быть более открытой и ответственной.
В 2013 году администрация президента продемонстрировала, можно предполагать, первые элементы новой политической философии. Речь идет о показательной конкурентности, запросе на новые яркие политические фигуры и пр. Как вы считаете, команда, которая этим сейчас занимается, справляется со своими задачами?
На мой взгляд, связка первый зам администрации президента Вячеслав Володин и глава управления внутренней политики Олег Морозов сработала весьма успешно и эффективно. Главная (на первый взгляд противоречивая) задача запустить конкуренцию и одновременно повысить уровень консолидации, на мой взгляд, выполняется. Были опасения, что стихия партийного строительства и хаоса захлестнет политическую систему, что вся стабильность, выстроенная в прошлые годы, пойдет насмарку. Но на деле мы наблюдаем обратный эффект.
Сегодня, за исключением отдельных, решаемых в перспективе проблем у националистических партий, ни у кого нет оснований жаловаться, что его не пускают на выборы.
Главный итог года в этом смысле – появление нового, четко выстроенного тренда во внутренней политике, который реализуют Володин и Морозов.
Это говорит о том, что мы вывели нашу демократию на принципиально новый уровень: есть конкуренция, честность, прозрачность выборов – главная задача. Стандартом качественных выборов была установлена кампания по выборам президента 2012 года, которая проходила под прицелом вэб-камер максимально открыто.
Эта задача решается, причем, нестандартными методами.
Плюс появилась перспектива перехода от чисто пропорциональной системы выборов Госдумы к как минимум смешанной системе, а в некоторых случаях и мажоритарной системе. Я имею в виду новацию, позволяющую в Москве и Санкт-Петербурге проводить выборы вплоть до 100% по одномандатным округам.