Список параметров должен быть существенно дополнен

16 августа 2013 / 18:48

Как будто только чиновник заинтересован в том, чтобы наше образование было хорошим!

Эффективность мониторинга зависит от тех принципов, на которых он будет строиться. Что будет проверяться прежде всего? Я думаю, что те параметры, которые вызывали больше всего вопросов, основные пять (число иностранных студентов, распоряжение площадью и т.д.) – должны быть очень серьезно дополнены. Я думаю, должны быть введены параметры, которые позволили бы замерить именно научно-образовательную деятельность, отразить качество квалификации преподавательского состава, успешность выпускников на протяжении определенного времени, хотя бы пяти лет, трудовое распределение этих выпускников, насколько они выходят работать по профессии, насколько нет. Я думаю, что именно такие параметры должны преобладать над чисто управленческими реалиями, которые ранее были положены в основу оценок и которые вызвали большое недовольство в академической среде.

У нас осталась советская практика: есть министерство, и оно патрулирует, мониторит. В западных университетах существует практика так называемого peer-review, когда друг друга проверяют коллеги из разных университетов для того чтобы выявить как слабые стороны, так и сильные и чему-то друг у друга поучиться, то есть такое взаимное рассмотрение, взаимная прозрачность, открытость и, разумеется, конкуренция, потому что рейтинг западных вузов – вещь престижная. Попасть там на первые места, в десятку или в двадцатку означает, что к тебе придут лучшие преподаватели, что к тебе пойдут студенты, что тебе будут платить высокие вступительные взносы за твои курсы – в общем, все взаимосвязано, а у нас сама практика – чисто советская.

Как будто только чиновник заинтересован в том, чтобы наше образование было хорошим! Такая иллюзия существует в обществе. На самом деле качество образования – это качество жизни страны. От того каких мы выпускаем врачей, инженеров, гуманитариев, от того какого качества мы выпускаем специалистов из вузов зависит наша жизнь. Скажем, «Протон», в который забили кувалдой датчики-измерители угловой скорости – это ведь прямой результат того, как учат. Я так полагаю, что люди, которые отвечали за эту несчастную ракету – они ведь где-то учились. Я не могу себе представить, что они хотя бы без среднего специального образования.

Разумеется, каждый вуз должен оцениваться в своей категории. Специфика обучения медиков настолько велика, что равнять их подготовку с подготовкой филологов или специалистов по государственному и местному управлению – это нелепость. Прежде чем создавать систему мониторинга, вузы, которые будут ему подвергнуты, нужно четко разбить на классы и категории.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика