Самыми проигравшими от нового закона являются молодые партии

14 февраля 2014 / 23:29

Новый закон заставит малые партии более активно участвовать в региональных и муниципальных выборах

Если оценивать документ в целом – в достаточной ли он мере сбалансирован и учитывает интересы потенциальных участников выборов?

Любые выборы-это всегда соревнования, где победителей гораздо меньше,чем участников. В любой стране мира правящиепартии устанавливает такие правила этого соревнования, которые устраивают в первую очередь их самих.

Естественно, введение мажоритарной системы обусловлено тем, что процент выдвиженцев от власти при мажоритарной системе гораздо выше процента, который получает «Единая Россия» при пропорциональной.  Вместе с самовыдвиженцами от Общероссийского народного фронта «Единая Россия» может выиграть выборы в 150-160 округах из 225 (порядка 70% округов), а по пропорциональной системе надежд на получение более 40-45% нет даже у самых преданных сторонников партии власти.

Самыми проигравшими от нового закона являются молодые партии, зарегистрированные благодаря медведевской реформе (речь об упрощенном порядке регистрации партии – ред.).

Собрать 3% (14-16 тыс.) подписей избирателей округав одномандатном округе  в период летних отпусков, дач, тотальных домофонов и т.д. для малой партии-очень трудная задача. Новый закон  заставит малые партии более активно участвовать в региональных и муниципальных выборах. Но такая возможность появится у небольшого количества новых партий. В целом можно предположить, что количество партий, участвующих в выборах в Госдуму по пропорциональной системе вряд ли превысит 10-12. 

Почти во всех одномандатных округах победят представители 10-12 партий или самовыдвиженцы. Все эти победители будут согласованы еще на стадии выдвижения с губернаторами, что усилит их самостоятельность, т.к. к 2016 году большинство губернаторов будет избраны населением.

Новый закон поспособствует изменению состава Госдумы после 2016 года?

Наверно, партия власти и спойлеры оппозиции типа КПСС получат в сумме порядка 100-110 голосов по пропорциональной системе (за счет перераспределения недействительных голосов и голосов малых партий). Если к 2016году законом будет предоставлена возможность голосовать «против всех», то эта цифра будет еще больше. Плюс 140-160 мандатов получат выдвиженцы «Единой России» и ОНФ. Это может усилить представительство власти в думе. Другой вопрос-что эти избранные депутаты по мажоритарным округам будут контролироваться губернаторами и мэрами, а не федеральным центром.

Противоречия внутри фракции большинства могут быть серьезнее,чем межфракционные.

Стоит ли до 2016 года ожидать еще каких-то еще изменений в законодательстве, которые могли бы коснуться выборов Госдумы?

С точки зрения власти было бы логичным введение голосования «против всех» и на выборах в Госдуму. В условиях сокращения количества партий, участвующих в этих выборах, это позволило бы повысить явку и легитимность выборов. Но для парламентской оппозиции это невыгодно. «Против всех» будут голосовать и те избиратели, которые на выборах 2011года голосовали за них (девиз: голосуй за любую партию, кроме «Единой России»).

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика