В 2014 году весь медиа-рынок будет поделен между двумя-тремя крупными игроками, и будет происходить сращивание различных средств донесения контента
Несомненно, самым главным событием года в области СМИ стала реорганизация «РИА-Новости», показывающая, что государство решило оптимизировать расходы на медиа сферу. Ситуация, когда существовали два конкурирующих государственных информационных агентства, на мой взгляд, была не вполне нормальной. Не очень понятно пока, как продолжит работу агентство «Россия сегодня», но ясно, что с ИТАР-ТАСС оно уже конкурировать не будет, так как будет направлено на внешнеполитическую пропаганду.
Вторая важная тенденция года, на мой взгляд, это расширение сетевой аудитории за счет пенсионеров и жителей сельской местности. Та часть, которая была ранее просто выключена из сети, сейчас приобщилась к интернету. Это приведет к существенным изменениям политического и информационного ландшафта, и последствия этого тектонического сдвига мы почувствуем уже к следующему избирательному циклу 2016-2017 годов.
Также стоит обратить внимание на консолидацию медиа активов в руках крупных холдингов. В частности, запомнился отказ Потанина от своей медиа-империи и продажа части акций Александру Мамуту, а части - холдингу «ГАЗПРОМ-Медиа». Фактически сейчас существуют два-три крупных конгломерата, контролирующие значительное число ресурсов. Судя по всему, в следующем году эта тенденция придет к логическому завершению и весь медиа-ландшафт будет поделен между двумя-тремя крупными игроками, и будет происходить сращивание различных средств донесения контента. Будут создаваться своеобразные фабрики по производству контента, который будет доставляться до аудитории различными путями.
И совсем уж очевидно, что государство в этом году стало пытаться контролировать интернет-контент. Это логично, так как интернет играет всё большую роль в информационном, политическом и экономическом пространстве. Однако не думаю, что нас ждут серьезные законодательные изменения в этой сфере. Общий тренд понятен, и обратным уже не будет: политической цензуры в рунете нет, и вряд ли она появится, но государство будет дальше отслеживать и регулировать сеть в части противодействия социально-чувствительному, нарушающему так или иначе законы или социальные нормы, сложившиеся в российском обществе, контенту.