Объем кредитов, выделенный на развитие производства, фактически привел к тому, что федеральный бюджет не в состоянии удовлетворить ожидания инвесторов по субсидированию процентной ставки
Какими приоритетными темами правительству необходимо заняться в сфере АПК?
На самом деле, приоритетные вещи исчисляются десятками пунктов.
С учетом новых реалий, а это наше вступление в ВТО, плюс интеграция в рамках Таможенного союза, плюс зона свободной торговли в рамках с СНГ и возможно другими странами, а также ограниченными бюджетными возможностями РФ, нужно очень аккуратно подкорректировать принятую госпрограмму развития на 2013-2020 годы. Приоритет нужно отдавать отраслям, которые действительно конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках. Также нужно направить усилия на дальнейшую структурную и технологическую модернизацию отрасли.
Периода активного развития, начиная с нацпроектов в 2005-2008 годах и программ 2008-2012 годов, не хватило даже для того, чтобы основные отрасли АПК максимально модернизировать в плане структуры и технологии производства. Мы находимся где-то в середине пути.
Второе. Нужно активнее реализовывать план адаптации отрасли в условиях ВТО. Это касается изучения возможностей «желтой» и «зеленой» корзин ВТО (наборы допустимых протекционистских мер – ред.). Государство, если у него будут финансовые возможности, должно внимательно подойти к вопросу, что и куда направлять.
Третье. В условиях бюджетного дефицита регионов нужно снижать связь между федеральной поддержкой и господдержкой на региональном уровне. Может возникнуть серьезный дисбаланс. В регионах, где потенциал развития АПК неплохой, могут отсутствовать необходимые финансовые ресурсы. А там, где потенциал с точки зрения ресурсов хороший, возможно, нет никаких интересов для развития тех или иных отраслей АПК.
Еще одной серьезной проблемой является отставание и дефицит по субсидированию ставок по инвесткредитам. Это уже признал Минсельхоз. Инвестиции были гораздо более активные и масштабные, и объем кредитов, выделенный на развитие производства, фактически привел к тому, что федеральный бюджет не в состоянии удовлетворить ожидания инвесторов по субсидированию процентной ставки.
На сегодня это самая большая опасность – стагнация из недостатка инвестиционного капитала. А инвестиционный капитал зависит как от регулирования рынка и обеспечения доходности, чтобы банки были в состоянии давать деньги и рассчитывать на их возврат, так и от возможностей по субсидированию.
Еще одна проблема – отсутствие длинных до 15 лет кредитов. Есть нормативная возможность их субсидировать, но на практике никто их не может получить. Лишь одна компания получила такой кредит – агропромышленная компания «Мираторг», у которой безупречная кредитная история. На сегодня практический максимум для большинства – это кредит на 8 лет.
Необходимо поддерживать интерес инвесторов к отрасли. Иначе мы законсервируемся. Если брать в пример мясную отрасль, то у нас по-прежнему до 30% объема производства, в частности по свинине, на абсолютно неконкурентоспособных производствах. В этом плане на таком багаже мы долго не проживем. Через какое-то время мы начнем проигрывать рынки.
В основном, когда говорят о проблемах сельского хозяйства, рассказывают о недоработках правительства. Но все ли возможное предпринимают сами производители для повышения своей конкуренции?
Во многом недорабатывают сами производители. Исходить из того, что государство, финансово заливая все желания производителей, может решить все их проблемы - наивность или хитрость. Гораздо большая ответственность лежит на самих производителях. По финансовой отчетности компаний мы видим, что есть очень успешные аграрии, которые при действующем уровне поддержки показывают феноменальные показатели по эффективности, производительности и финансовым показателям. И не уступают 25% лучших предприятий по свиноводству в США. Одновременно есть компании, которые не вылезают из плачевного состояния, а то и банкротятся. Где-то есть элементы мошенничества, где-то - чистый криминал. Все эти случаи попадают в общую статистику и портят, что называется, среднюю температуру по больнице.
По разным причинам, даже при наличии хорошего оборудования и качественного племенного скота (это все в последнее время завезли), сохраняются кадровые проблемы, управленческие. Колоссальное непонимание рынка и нужд потребителей. Государство тут не может помочь.
Разница между самыми отсталыми и самыми передовыми составляет порядки. Во время засухи я проезжаю два поля: на одном все замечательно, все стоит колосится, на втором - все выгорело. Две разные компании, разные технологии, разные семена – вот к чему приводят ошибочные решения.
Только на государство надеяться нельзя. Оно выступает как дополнительная опора, но не две ноги, на которых мы стоим, и даже не одна.
Действительно ли, что в последние годы наблюдался некий феномен с мясом птицы, производители заметно нарастили производство и даже чуть ли не вышли на рынки Европы?
Они получили право поставлять, но только одно предприятие за последнее время подало заявку на аттестацию на поставки в ЕС. С первого раза она не прошла, и больше никто ничего не подавал.
Здесь мы наблюдаем к очень большому сожалению пассивность наших потенциальных экспортеров. Кто-то боится этих рынков, кто-то не хочет продолжать модернизацию производства, чтобы соответствовать достаточно жестким требованиям европейского рынка. Кто-то просто считает, что внутренний рынок более перспективен, что по ряду позиций не далеко от истины. Но это сегодня, а нужно готовиться к завтрашнему дню. Открытие любого нового рынка - это годы работы.
Какие отрасли вы считаете приоритетными, в какие государству стоит прежде всего вкладываться?
В растениеводстве Россия является одним из лидеров - и в производстве, и в экспорте зерна. Это направление нужно развивать. Но можно ведь не только зерно везти, но и продукцию более глубокого передела. Оно является доступным и качественным источником для производства кормов для животных. Не будет зерна – не будет кормов. На сегодня кормов не хватает, частично мы их завозим из Южной Америки. Птицеводство имеет хорошие перспективы как внутри России, так и на внешних рынках, но этим нужно серьезно заниматься. Пока экспорт ограничивается Казахстаном в рамках Таможенного союза, небольшой экспорт мы везем в Юго-Восточную Азию. Но остается Ближний Восток, Дальний Восток, Саудовская Аравия, где большой спрос на мясо птицы. За эти рынки нужно бороться.
Уверен, что нужно заниматься свиноводством. Мы построили очень технологичные предприятия, передовые компании показали, что могут быть конкурентоспособными. Нужно разделять производство. Например, мы едим не всю свинину – хвостики, пяточки не едим. А есть страны, где едят именно их. Нужно развивать свиноводство именно в направлении экспорта такой продукции. Но возможен экспорт и в рамках Таможенного союза. Можно побороться за рынок сбыта с близлежащими странами, той же самой Украиной.
Молочная отрасль является стратегически важной. Более 60% крупного рогатого скота находится в подсобных хозяйствах, и производство молока для многих подворий важным фактором дохода.
У нас должно развиваться мясное скотоводство: у нас много пастбищ, достаточно регионов с приемлемым климатом.