Выход сторонников Рыжкова в новую партию обнулил бы эту лицензию
Одним из серьезных факторов для сторонников Рыжкова, чтобы отозвать заявку на создание отдельной партии, стало объявленная на этой неделе нового условия в законопроекте о выборах депутатов Госдумы. Из предложенных для малых партий квалификационных условий следует, что РПР-ПАРНАС уже имеет лицензию на участие в выборах в Госдуму без сбора подписей. А выход сторонников Рыжкова в новую партию обнулил бы эту лицензию.
Получалась странная ситуация: создатель «республиканцев», который предоставил коллегам по оппозиции возможность влиться в его партию (Борису Немцову и Михаила Касьянову – ред.) и участвовать в легальной политике, может сам потерять возможность свободно участвовать в выборах Госдумы.
Очевидно, что «Республиканцы России» не успели бы создать необходимое число региональных отделений и пройти все процедуры до объявления сентябрьских выборов 2014 года, и у гипотетической партии Рыжкова оставался бы всего один год – 2015 – чтобы попытаться где-то преодолеть избирательный барьер.
Стабилизирующую роль сыграл новый этап политической реформы, которую мы сейчас наблюдаем. Все участники политического процесса нацелены на участие в выборах Госдумы.
С другой стороны, два других сопредседателя РПР-ПАРНАС Немцов и Касьянов прекрасно отдают себе отчет, что после ухода Рыжкова и выхода контролируемых им региональных отделений для РПР-ПАРНАС крайне высок риск потери регистрации. Без Рыжкова и его сторонников партия, скорее всего, перестала бы соответствовать закону о создании партий в части количества региональных отделений. И уж точно сопредседатели понимали, что без Рыжкова внимание контролирующих органов, Минюста к их партии будет гораздо более пристальным.
Для всех сторон сохранение худого мира остается лучше, чем продолжение доброй ссоры.
Еще одной из точек компромисса станет решение о роли Ильи Яшина в РПР-ПАРНАС. Во многом благодаря его публичным комментариям конфликт в партии вышел в публичную плоскость и стал столь острым. Вполне можно ожидать вывода Яшина из Бюро РПР-ПАРНАС, а в будущем он, возможно, и вовсе дистанцируется от партии. Тем более, ряд его коллег уже оказались в новой партии «Альянс зеленых – социал-демократы России», прежде всего, я говорю о Гудковых. Да и самого Яшина приглашали на объединительный съезд социал-демократов и «зеленых». Он даже пытается выступать как переговорщик с Гудковыми перед выборами в Мосгордуму.
Если партия сохранится в целости, то от нее стоит ожидать более активного участия в избирательных кампаниях. По большому счету, в предыдущие годы избирательными кампаниями в регионах занимался только Рыжков и два других сопредседателя не помогали ему ни искать ресурсы, ни с организацией. А партия, которая активно не участвует в выборах, развиваться, как политическая структура, тоже не может. Исключением была только Ярославская область, где в кампании был задействован Борис Немцов.
Еще одной точкой договоренности будет крайне осторожный подход к сотрудничеству со сторонниками Алексея Навального на выборах Мосгордумы. Не только между Рыжковым и Начальным есть непримиримое идеологическое расхождение по поводу отношения к национализму, но и Касьянов и Немцов достаточно критично относятся к националистическим лозунгам Навального. Допуская, что федеральный политсовет заявит, что партии не по пути с национализмом, и что те беспартийные кандидаты, которых партия будет выдвигать на выборах, им нужно будет воздержаться от радикальных антимигрантских лозунгов.
Это облегчит РПР-ПАРНАС договоренности с «Яблоком» о сотрудничестве в Москве. И с другими либеральными силами, той же «Гражданской платформой». После прихода Ирины Прохоровой на роль публичного лидера этой партии понятно, что позиция партии к националистической повестке станет гораздо более негативной.