Принято решение начать новую политику инклюзивности по отношению к России
Пиком включения РФ в мировое сообщество, а также точкой, после которого события покатились по другим рельсам, стала Сочинская Олимпиада. Именно тогда мир увидел сильную, могущественную Россию, которая в этом же году должна была стать хозяйской G8. И так как всем было очевидно, что Россия на предстоящем саммите «большой восьмерки» не будет бедной родственницей (такой РФ пытались сделать и в 2006 году в Санкт-Петербурге), американцам следовало бы что-то выдумать, если б не случилось то, что случилось на Украине.
Украину успешно использовали в качестве ледоруба, чтобы нанести удар по геополитическим амбициям России. И надо сказать, что в рамках евроинтеграционных и евроатлантических проектов Россию действительно удалось отодвинуть на периферию решения мировых проблем. Изолировать Россию, конечно, не удалось, мы продолжаем работать и в ООН, и в наших собственных интеграционных проектах (ШОС, ЕврАзЭС), сохраняются близкие связи с АСЕАН и Китаем. Но из евроатлантического проекта нас постарались исключить. И на первом этапе им это удалось: саммит G8 в Сочи был отменен и в итоге прошел в усеченном формате G7, звучали идеи провести саммит G20 без России, хотя это вообще ни в какие ворота не лезет, т. к. этот формат был создан по инициативе России.
Сейчасв Милане — после минских соглашений — стало понятно, что без России, без учета интересов России, к которой тяготеет русское население Украины, решить конфликт не удастся даже силовыми методами. Понимание этого приводит к тому, что в Милане заговорили о том, что Россию необходимо вернуть в качестве полноценного участника евразийского политического процесса, потому что европейские дела без участия России урегулированы быть не могут. Наглядный пример — серьезнейший ущерб, который нанесли поевропейской экономики санкции Запада против России и ответные контрсанкции.
В результате сейчас принято решение начать новую политику инклюзивности по отношению к России, по новому включению России в европейские дела. Пока, к сожалению, эта новая политика инклюзивности предполагает подключение России на второстепенных ролях. Надо понимать, что Россия на эту позицию вряд ли согласится, и если Европа хочет, чтобы Россия была участником и совместным спонсор европейского урегулирования, то Европа должна предоставить России соответствующую ей роль. Потому что Россия 2014 года кардинально отличается от России 1999 года и по своим возможностям и по своим геополитическим запросам.