Мне представляется, что реверс продолжится в тех же объемах, что и в последние месяцы – чисто символически
Насколько реальны заявления украинских чиновников о том, что Украина может получать втрое больше через реверс газа, да еще и по цене $320?
Разговоры про масштабный реверс – это все на воде вилами писано пока. Там целый ряд технических и юридических причин. Вспомните заявление Миллера, который крайне негативно оценил все разговоры про реверс.
Надо понимать, что реверс делится на две основные составляющие. Первый – это физический реверс. Он предполагает, что газ доходит до потребителя в Европе, далее по реальной трубе физически газ возвращается обратно. Последний контракт предполагает, что это нормально и «Газпром» с такими вещами не спорит.
Украина рассчитывает на второй вариант - на то, что газ будет отбираться уже на территории Украины, а дальше по формальным документам будет считаться, что газ был передан через компании Венгрии, Словакии, Польши или Германии. «Газпром» возражает категорически, потому что он платит за транспортировку, но получается, что она не осуществляется. Многие компании, особенно в Словакии, очень боятся поссориться с «Газпромом».
Дело в том, что «Газпром» законтрактовал 80% трубопроводных мощностей Словакии на долгий период. Даже если в эксплуатацию будет введен «Южный поток», «Газпром» все равно должен будет оплачивать этот транзит. Для Словакии это очень выгодно. Если они поссорятся из-за виртуального реверса, ни о каких транзитных деньгах не может быть и речи. Из-за этого все последние месяцы
Словаки занимает очень уклончивую позицию. Несмотря на просьбы Украины и требования Еврокомиссии, она так и не дала согласия на масштабный реверс. Словаки хотят сначала построить дополнительную трубу, которая будет осуществлять реверс, чтобы не нарушать договоренности с «Газпромом».
Но никто не может найти даже $20 млн - смешные по меркам газовой индустрии деньги - на этот проект, потому что Украина не может гарантировать, что она будет покупать газ через эту трубу.
Что касается цены в $320 за кубометр газа – это какая-то спекуляция. Я не знаю, какая компания будет продавать Украине газ по такой цене, да еще и нести транспортные издержки. Вряд ли это могут быть какие-то большие поставки.
Мне представляется, что реверс продолжится в тех же объемах, что и в последние месяцы – чисто символически, в шесть раз меньше поставок «Газпрома». Так что разговоры про реверс – это больше идеологическая борьба. В будущем все будет зависеть от событий: будут ли восстановлены поставки «Газпромом» газа на Украину, будет сорван транзит в Европу или мы договоримся. Все это мы увидим ближе к осени, в сентябре-октябре.
Допускаете ли вы, что европейские компании обещают Украине низкую цену на газ только сейчас, когда же отношения с «Газпромом» будут разорваны – цена на газ для Украины из Европы вырастет?
Ну, это предполагает какой-то долгосрочный контракт. Украина должна убедить партнеров в том, что гарантированно будет покупать газ, в том числе и за большие деньги. Честно говоря, сомнительно.
Кроме того, Украина говорит, что хочет привлечь инвесторов в свою газотранспортную систему, а это нужно только для того, чтобы качать российский газ. Кроме того, если говорить о масштабном реверсе из, например, Словакии нужно понимать, что газ должен дойти до Словакии, а потом, среди прочего, вернуться по той же трубе до восточных регионов Украины. На это время поставки газа в саму Словакию фактически должны быть прекращены. Иными словам, Украины хватается за все соломинки.
Думаю, они будут убеждать Еврокомиссию, чтобы та не давала «зеленый свет» «Южному потоку» и на этой почве заставить «Газпром» дальше качать газ по своей трубе. Но, учитывая, что [комиссар ЕС по энергетике Гюнтер] Эттингер на днях заявил, что готов пересмотреть свое отношение к «Южному потоку», OMV (крупнейшая в Центральной Европе, австрийская нефтяная компания – ред.) начинает высказываться за «Южный поток». Так что Украине нужно вести себя аккуратней, потому что такое дерганье может разозлить и самих европейцев.