Переход на рубли тем более вероятен, чем более сильные позиции у нас на соответствующих рынках
Расчет в рублях - это более удобно нам и менее удобно контрагентам. Соответственно, такой переход тем более вероятен, чем более сильные позиции у нас на соответствующих рынках, и есть ли у наших контрагентов альтернативы. Тут же получается две транзакции: сначала купите у нас рубли, а потом покупайте на них то, что вам нужно. Интереснее другое: если расчеты по экспорту в рублях - для нас это означает буквально и прямо привязать рубль к цене нефти и газа. Так можно просто рубль отменить и ввести валюту «баррель».
В целом мы хорошо понимаем, что собственно экономических рычагов как-то повлиять на это у США сегодня нет. Их валюта сегодня в большей степени обеспечена не импортом-экспортом, а авианосцами, с одной стороны, и шарящимися повсюду терабайтами информации, с другой. Второе даже важнее, причем как в аспекте «Ассанж-Сноуден», так и в собственно финансовом смысле - нолики и единички могут быть и цифрами на счетах. США сегодня в той роли, в которой в любом втором офисе зажравшийся сисадмин, к которому бесконечно ходят женщины из бухгалтерии «починить 1С», а он, попивая пиво, лениво отбрехивается и ругается на всех «чайниками». И его не уволишь, потому что у него коды-пароли, и без него никак не разберешься, как что в корпоративном интранете работает.
В этом и есть основные риски любых желающих создать свой «собственный отдельный интернет» - придется пользоваться северокорейской технологией создания серверов, «работающих на дровах».