Я более чем уверен, что государство от этого лишь выиграло бы – налогоплательщик бы сэкономил средства, качество услуги на конкурентном рынке повысилось, уровень коррупции упал
Возобновление скандалов с ЕГЭ снова возвращает нас – нас, это экспертное сообщество, менеджеров образования, вообще в целом сообщество работников системы образования – к проблеме качества предоставляемых госуслуг. Ведь сдача ЕГЭ – это тоже госуслуга, о чем не стоит забывать.
Какие меры, на мой взгляд, было бы логично обсудить для решения возникающих вопросов? Во-первых, рассмотреть возможность открытого конкурса на предоставление подобного рода госуслуги. Я не вижу особенных причин, по которым проведение ЕГЭ не могло бы быть предоставлено частной организации. Я более чем уверен, что государство от этого лишь выиграло бы – налогоплательщик бы сэкономил средства, качество услуги на конкурентном рынке повысилось, уровень коррупции упал. И, самое главное, само государство смогло бы разделять ответственность перед гражданами с частным подрядчиком. Таким образом, ситуации, когда у нас государство в лице министра образования и главы Рособрнадзора отвечает за все, просто бы не сложилось.
Нынешнего скандала с результатами ЕГЭ по русскому языку могло бы и не случиться, если бы, как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, у нас был бы один на всю страну часовой пояс. На самом деле можно было бы организовать одновременную сдачу ЕГЭ – сдвинув ее на Дальнем Востоке и Камчатке на вечер, а в Калининграде – на утро. Условно, в Калининграде сдают в 9 утра по Москве, в Москве – в 10 утра, а на востоке страны – в 18.00 вечера по Мск. Если на ЕГЭ отводится по 3,5-4 часа, то закончить сдачу экзамена к 22.00 – не такая уж страшная разница.
Как более мягкий вариант решения той же проблемы – сделать три волны сдачи ЕГЭ, разбив регионы по часовым поясам в группы.
Еще одна важная вещь – а почему бы полностью не перевести сдачу ЕГЭ в режим электронных госуслуг? Это практически исключило бы коррупцию при проверке экзамена.
Модно критиковать ЕГЭ как институт. Однако я – сторонник того, чтобы этот институт остался и совершенствовался. К примеру, я бы запретил линейным вузам вводить дополнительные квалификационные экзамены (с исключением для определенных направлений профессиональной подготовки, но небольшим числом), ввиду их коррупциогенности и ограничения права абитуриентов на свободу выбора.