Пандемия – глобальное бедствие. Ушедших людей не вернуть. И лишние экономические тяготы никому не нужны. Но новому коронавирусу можно за многое и сказать спасибо
Прежде всего – он учит, а можно сказать и принуждает людей быть человечными. Напоминает, что перед болезнью и смертью все равны. Требует проявления лучших человеческих качеств: любви, мудрости, взаимопонимания, терпения, сострадания.
Показывает губительность эгоизма, ограничивает своеволие. Учит проявлять ответственность за себя и свои действия, считаться с интересами других, помогать ближним и дальним, даже просто ладить с собственными домашними в условиях карантина.
Обрушившаяся на мир напасть показывает ограниченность человеческого разума и человеческих возможностей. Обуздывает гордыню, учит смирению.
Требуя социального (на самом деле – антисоциального) дистанцирования, тем самым напоминает о ценности прямого человеческого общения без помощи гаджетов. О незаменимости любви, дружбы, товарищества и партнерства.
Но при этом учит и жизненно важному для каждого человека умению оставаться наедине с собой.
В практическом плане – позволяет не в лабораторных или штабных, а в самых что ни на есть «боевых» полевых условиях проверить готовность стран и народов к отражению эпидемиологических угроз. Дает бесценный опыт на будущее, в котором, по убеждению специалистов, людям неизбежно придется сталкиваться с новыми и потенциально еще более смертоносными возбудителями болезни.
Ключевая составная часть профилактики – вынужденная самоизоляция. Запирая семьи в четырех стенах, карантинный режим должен способствовать решению наших демографических проблем. Будем ждать «поколения коронавируса».
Способствует модернизации экономики и всего жизненного уклада, все более полному переходу на цифровые технологии. Наглядно показывает, что огромной массе людей вовсе не обязательно каждый день ездить на работу, зря тратя время и загружая транспорт.
Пандемия показывает, что баланс сил в мире может меняться и без войн.
В целом подтверждает, что военные решения не универсальны, снижает престижность и значимость фактора вооруженной силы.
Подрывает любые претензии на исключительность, однополярность, монополизм. Выявляет реальную цену притязаний на «глобальное лидерство».
Требует международной солидарности перед лицом общей угрозы. Демонстрирует безальтернативность реального сотрудничества даже для тех, кто к такому сотрудничеству по разным причинам не расположен.
* * *
В общем, если бы повода обо всем этом задуматься не было, его, возможно, стоило бы придумать. А может, и придумали?