Россия понимает свое место в мировом культурном контексте и не стыдится его
Церемония закрытия Олимпиады отвечала ряду критериев, которые выдвигаются по отношению ктакого рода шоу. Она должна была быть шикарной и соединять в себе технические, эстетические, экономические и психологические усилия. Все это было продемонстрировано. Получилось представить системную мощь государства и его благополучие.
Когда мы делаем картинку с учетом внешнего зрителя, то обходимся без провинциальных квазипатриотических стереотипов – балалайки, казаки, девушки в кокошниках… Когда шоу начинается с Шагала, летающих героев еврейских местечек и Малевича, то становится ясно, что государство понимает свое место в мировом культурном контексте и не стыдится него. Знает Россия и культурные «фишки», которые обеспечивают ей преимущество: Второй концерт Рахманинова, русские писатели от Ахматовой до Булгакова и Солженицына. Это, конечно, стереотипы, но понятные миру.
Также гармонично выглядело соединение спорта с культурой. Это очень правильно. Мы пока не совсем умеем делать технологические штуки, но в сфере культуры мы занимаем первые позиции. Под руководством Константина Львовича Эрнста эта картинка была продемонстрирована: мы – мощная, культурная, системная, а потом уже и спортивная страна. Выпячивание вперед культуры может быть и выглядело несколько слащаво, но это в состоянии принять и простой фермер из Небраски, и простой учитель из Бухареста. Искусствоведы из Лондона могли, конечно, потребовать еще дополнений, но ориентироваться только на них было бы неправильным. Олимпийские игры обращены к миллиардам людей и должны быть доступны им.
Я поздравляю команду Эрнста и Чернышенко с тем, что все оказалось сделано на очень достойном уровне.
К сожалению, у нас очень разные версии образа России для внутреннего потребления и для внешнего. Церемония закрытия была сделано очень тонко, а бабушкам из деревень могут предложить нечто другое. Но мне нравится, что мы можем отделять одно от другого, мы знаем, чем нам гордиться.