Политические заявления, участие в выборах, фандрайзинг в пользу той или иной политической партии для НКО могут быть определены как политическая деятельность
В самом общем виде политика возникает, как только субъекты автономно определяют свои цели. Таково веберовское понимание политического. В данном случае это определение неприменимо, поскольку затрагивает не только сферу государственной власти. В англосаксонской традиции есть четкое разделение на poliсy и politics, и в данном случае речь идет именно о последнем.
Политической деятельностью занимаются те организации, которые имеют свое представление о путях развития общества. Эти организации не обязательно занимаются борьбой за власть, но их деятельность связана с изменением политического режима. Консультирование, спонсорство, организационная деятельность, направленная на смену политического режима в узком смысле слова и является политической деятельностью. Поэтому ею могут заниматься те НКО, которые сами по себе не являются политическими, но их повестка предполагает более оптимальное достижение поставленных целей при смене режима. С точки зрения демократии в этом нет ничего незаконного – это не слом политической системы, не подрыв конституционного строя. Например, я не хочу, чтобы у власти находился данный президент. Я сам не намерен участвовать в его смещении, но занимаюсь пропагандой и работаю на его замену. Так действуют защитники чернокожих и профсоюзы в США, поддерживая тем или иным образом Демократическую партию. То же самое следует сказать и о консервативных группах, поддерживающих существующий политический режим. При смене режима они будут действовать так же как их оппоненты сейчас.
Существует много НКО, которые изначально говорят, что им все равно какой будет строй и какой президент. Эти организации отстаивают свои интересы вне зависимости от того, какая партия является правящей. Это разделение должно быть осуществлено самими НКО. Они имеют право делать политические заявления, но только если включают политическую деятельность в сферу своих интересов. В противном случае они не могут становиться субъектами политического процесса.
Тем не менее провести такое разделение будет сложно, поскольку большая часть НКО будет заявлять о своем политическом нейтралитете. Но участие в демонстрациях, направленных не на удовлетворение частных интересов, а на осуществление трансформационных задач для таких НКО недопустимо.
Проблема в том, что в современном обществе политика тотальна и проникает в такие сферы жизни, которые изначально политическими не являлись. Отчасти к этому сводится талант политтехнолога. По большому счету политтехнологии в значительной степени являются попыткой распространить политическое на неполитическое. История с химкинским лесом является в этой связи ярким примером. Все понимали, что за этой историей стоит не только спасение данного лесопарка, а определенная политическая подоплека. Спасение леса стало лишь поводом для мобилизации. Политика будет всегда проникать в те сферы, которые с виду политическими не являются. Это грустный закон современной политики.
Политические заявления, участие в выборах, фандрайзинг в пользу той или иной политической партии для НКО могут быть определены как политическая деятельность. Те организации, которые заявляют, что не связывают с тем или иным политическим режимом реализацию своих целей, могут быть признаны неполитическими. Ни одну сферу нашей жизни не удастся полностью очистить от политики, но, по крайней мере, в рамках законодательства это можно зафиксировать.