Цель России – стабильность в регионе
Визита Путина в Баку очень ждут. Говорят о том, что он может сыграть чуть ли не судьбоносную роль в предстоящих президентских выборах Азербайджана? Это так?
Если говорить о нынешней ситуации в Азербайджане: Алиев успешный президент. Конечно, у него есть проблемы, связанные с нерешенностью карабахской проблемы, но основная часть разумных людей понимает, что не все в его власти по этой части.
Что-то в глазах азербайджанских избирателей Алиеву визит Путина, конечно, добавит. Но сказать, что это повлияет каким-то решительным образом… Даже при всем огромном влиянии, которым Путин пользуется в мире, в данной ситуации, в первую очередь, выбор избирателей будет определяться итогами работы президента за последние годы. Роль Путина – это элемент этого паззла. Дескать, к Алиеву приезжает сам Путин.
Есть версия, которую распространяет один из самых известных оппозиционеров Азербайджана, кинематографист Рустам Ибрагимбеков, который также является гражданином России. Он утверждает, что Путин может внести интригу в выборы, если посодействует тому, чтобы Россия лишила этого самого Ибрагимбекова гражданства и таким образом дала ему возможность избираться (по законам Азербайджана, избираться с двойным гражданством нельзя). Есть истина в этом?
Нужно отличать реальную политику от PR. Ибрагимбеков занимается самым обычным PR, который, возможно, рассчитан на перспективу, но отнюдь не на эти выборы. Он что, собрался на выборы с понедельника? Он что, не знал, что президентом не может стать человек с двойным гражданством? Заранее не мог побеспокоиться? Серьезный кандидат знал бы хотя бы за год, что он будет баллотироваться. Он рассуждает: вот я решил, хорошо бы меня в течение недели лишили гражданства российского. Но это ж не серьезно.
Помните, как один наш великий демократ вдруг обнаружил, что у него есть зарубежные активы, которые он не успевает ликвидировать, чтобы участвовать в выборах мэра Москвы. Вдруг он это обнаружил.
А у Алиева вообще есть хоть один серьезный конкурент?
Нет. Ну, разве можно рассматривать как серьезного конкурента человека, который собрался за неделю решить вопросы своего гражданства?
А Иса Гамбар? (ред. – имеется в виду бывший и.о. президент Азербайджана в 1992-1993 году, ныне лидер партии «Мусават»)
До сих пор большинство азербайджанских граждан помнит, как оппозиция находилась у власти и что тогда было. Тень поражения в войне с Арменией падает на оппозицию. Все представители традиционной оппозиции не имеют там никаких шансов. Именно из-за этого выскакивают там какие-то непонятные люди.
Родовая травма?
Да, безусловно. Вспомните, что в Азербайджане творилось в те годы. У них - и в Грузии особенно сильно. В других странах проблема целостности и существования государства в такой степени не стояла.
Если возвращаться к роли России в закавказской политике, то ей выгодней политическая стабильность в регионе или же напротив, некий дисбаланс, которым можно манипулировать в своих интересах, сохраняя роль главного регулятора в регионе?
Вы путаете цели и инструменты. Цель для России – стабильность в регионе с сохранением некоего нейтралитета этих стран. По определенным причинам сейчас Азербайджан или Армению в НАТО не возьмут. Вот Грузия пыталась, но тоже не получилось.
Но другое дело, что инструменты для этого применяются разные. В зависимости от того, каким образом видится достижение этой цели стабильности. Например, в Азербайджане и Армении в качестве инструмента рассматривается сохранение и стабилизация существующих режимов и элит во власти. А в Грузии оказалось, что желательно поспособствовать изменению властных элитных структур. И поспособствовали. Как видите, результат определенный есть. Но и он направлен не на то, чтобы там все бурлило, а на то, чтобы была большая стабильность. Появилась она в отношениях с Грузией? Появилась.
Так значит, все-таки у Москвы есть определённые рычаги влияния?
Мы очень любим себя ушами по щекам хлопать. Как-то украинские товарищи на семинаре в Киеве традиционного говорили, мол Россия ничего не может. Я говорю: ну допустим, но почему-то президент Украины (Виктор Ющенко – ред.), который поссорился с российским президентом и премьер-министром, на следующих выборах получил полпроцента голосов.