Почему проект РБК потерпел крах
Я, собственно, не буду раскрывать никаких тайн. Просто расскажу, почему РБК в его новом виде провалился как проект
- Изначально РБК был именно что бизнес-консалтинговым предприятием. Готовились справки по биржам, ежедневно рассылались бюллетени по торгам и т. д. Когда я пришел в это агентство в 2000 году, именно эта бизнес составляющая считалась приоритетной. На Новаторов в здании АТС сидели многочисленные (около 10 человек) аналитики. Журналисты были куда как на менее привилегированном уровне. И их работа считалась второстепенной.
- Лариса Булгакова создавала тогда новую редакцию сайта, рассчитывая ее расширить и углубить информационную составляющую. Я как раз и пришел тогда, с нулевым опытом на маленькие деньги учиться журналистике. Всего нас было человек 20 вместе с корреспондентами и редакторами.
- Летом 2000 года выяснилось, что информационная составляющая дает максимальный трафик и позволяет продавать интернет-рекламу. Я же тогда же вырос из мониторщика до редактора и райтера с хорошими связями. Булгакова ко мне относилась отлично, так что, о том, как делается новая редакция, я знал все. Кстати, тогда же, летом в РБК пришел и Саша Белановский, нынешний главный в Ленте.ру. А учила меня Аня Пустякова, которая потом в ТАССе будет делать весь бизнес-отдел.
- Осенью руководство приняло решение (раз уж есть деньги итд) создать большую редакцию. Из ВГТРК пришел Женя Ревзин, который создал то, что сейчас вы видите на сайте РБК. И то, чем сайт РБК сейчас является. Тогда это называлось ТОПы. То есть, не короткие новости, которые составляли 90% информационной работы РБК, а заметки, состоящие из 4–5 абзацев с бэком. Я как раз и стал Топером тогда. Типа привилегированное положение в редакции.
- Топы, при всем уважении к Ревзину, никогда не были главной частью РБК. Аналитика и все больше расширяющиеся бизнес-порталы — вот что составляло основу деятельности агентства. Но Топы читали, они были на виду и они имели отличный траффик.
- В 2001 мы переехали на Профсоюзную. Редакция еще больше расширилась. Набрали новых корреспондентов. И с тех пор я уже не могу сказать, что каждого РБК-шника я знал в лицо.
- С 2002 года началось расширение и телевизация. Решение спорное. Именно оно, а не неправильные инвестиции приведет, как мне кажется, в последствии к громадным долгам и к продаже РБК Германом и Моргульчиком. Но тогда все виделось простым и крутым. Помню как Инютин, поздравлял нас с новым то ли 2002, то ли 2003 годом (точнее все же первый вариант) и давал нам всем акции РБК. РБК первым из агентств вышел на биржу и тогда не прогадал. Далее за РБК я наблюдал со стороны, так как ушел в ФЭП, но друзья и знакомые рассказывали о родном месте многое. Когда я уходил, в РБК было более 500 человек.
- К кризису 2008 года РБК пришел в состоянии сложном. Сильнейшее телевидение, отличная редакция, провальная РБК-Дейли, журнал РБК, но аналитика… Аналитика оказалась отодвинута на третье — четвертое место. После собственно журналистики. Мне представляется, что это естественное развитие интернета, но все же, громадное количество связных с основным сайтом проектов в бизнесе и финансах не находило себя для массовой публики, а потому было в тени. Только для специалистов. Всего в РБК тогда трудилось около 2 000 человек.
- Кризис, продажа, новый менеджмент — все это шло года до 2011. Тогда особо ничего не менялось. И РБК существовал постольку поскольку. Ну то есть, хорошо в целом существовал. Миссия была та же, деньги были, пусть и не те, что в золотые годы. Прохоров занимался ресурсом постольку поскольку. Любимова поставил во главе, если не ошибаюсь, только в 2012 году.
- И тут началась агония. Любимов в принципе не понимал, как правильно делать информагенство, что неудивительно — он телевизионщик. Но зато он знал, на что надо смотреть. И смотрел — на Газету.Ру и на Ленту.Ру. Надо ли говорить, что и то и то — аггрегаторы новостей, а не информагенства? Но для Любимова здесь не было ничего такого, что стоило бы осмыслить. Так что он считал, что если сайты занимают первые места в рейтингах, значит, брать нужно пример с них.
- Приход новой команды во главе с Осетинской. Вместе с Любимовым они объединили телевизор, информагенство и газету РБК. И создали новый сайт. Новый сайт превратился в большой ТОП. Телевизор превратился в отстой. А газету РБК, если кто и читает, то, скорее всего, ее редакция. Я, по крайней мере, ее не видел уже года два, если не три.
- Падение РБК, как мне кажется, произошло как раз тогда, когда Любимов превратил информагенство в ухудшенную версию Ленты при Тимченко. И, хотя, по старой памяти, у меня в закладках стоит до сих пор именно РБК, я смотрел на это падение с болью.
- Пропала баннерная реклама, дававшая старому РБК громадные деньги. Теперь реклама на РБК — это что-то тяжеловесное для мобилы, а не интернет-реклама. Кстати, читать РБК на телефоне из-за этого противно. Пропали специализированные бизнес-проекты. А если и не пропали, оказались так глубоко, что до них вообще не добраться. Много чего пропало. А сайт стал большим сборником даже не статей, а все равно тех же расширенных заметок типа ТОПа.
- Мог ли существовать РБК в таком виде? Мог. Но тут вот есть вопрос — при объединении редакций итд произошла т.н. оптимизация штата. Из 2 000 человек сократили почти половину. Но оптимизация был именно т. н. Потому, что РБК славился тем, что платил работникам чуть ниже рынка. То есть, в РБК можно было прийти и не супер специалистом, но получал ты ниже, чем соответствующий специалист в газете. Это объяснимо — и нагрузка в РБК была пониже, чем в том же Коммерсе, и уровень тоже чутка пониже. Если ты, конечно, становился большим спецом, тебе все поднимали так, что ты по рынку становился повыше. Но большинство все же были ниже рынка.
- Осетинская привела в РБК новых людей. Эти люди сели на куда большие деньги. Так что никакой оптимизации от сокращений не произошло.
- Три года Осетинская делала неплохой сайт с неплохим контентом по стоимости раз в 30 выше, чем он того стоил. Например, в 2014 году оборот РБК составил менее 6 млрд плюс убыток полтора миллиарда. У Коммерсанта, кстати, показатели по обороту подобного рода были еще в 2008 году. Понятно, что нынешний Коммерсант круче, чем РБК раз в десять. И работает там народу вдвое меньше, чем в РБК на всех проектах (менее 800 человек).
- В общем, работа Осетинской была хорошей, но, положив руку на сердце, следует признать, что на ее месте мог бы быть любой неплохой журналист, и с теми же деньгами он бы сделал ее — работу — ничуть не хуже.
- Вот, собственно, и вся история РБК — из аналитической фирмы, созданной в 1993 году до первого новостного сайта с редкими аналитическими материалами в 2000 году, до хорошего информагентства в 2003 году, до медиаимперии в 2008 году и обратно из медиаимперии в неплохой новостной сайт с редкими аналитическими материалами.
- Лариса Булгакова могла бы смеяться — РБК превратился сейчас именно в то, что она когда-то создавала в далеком 2000 году. Только стоит это «то» в сотни раз дороже, чем то, что она делала когда-то.
- Всем, кто работал в РБК, привет. Жду ваших мнений и соображений о высказанном.
Источник
тэги
СМИ;
медиа;
интернет;
телевидение;
РБК;
читайте также