Платон и буря

12 февраля 2015 / 12:54

Очередная буря в фейсбуке по поводу системы Платон, привлекла мое внимание, тем, что все началось громко, бурно и с обещаниями голода и отсутствия туалетной бумаги для населения

Так, как я на любительском уровне интересуюсь экономикой и малым бизнесом я решил прочитать пару статьей в различных СМИ. Это запутало меня еще больше и я взял калькулятор и начал считать. Картошка из Белгорода ни как не хотела дорожать на 20%, а только на 10 копеек. В результате я почитал несколько статей, задал несколько вопросов людям из Платона и сформулировал несколько вопросов и ответов. Т. к. я не журналист, который может потратить недели на сбор фактов (но и они, судя по чудовщиным публикациям в центральных сми, не потратили) а, в данном случае, простой блогер, поправляйте, если заметили неточность.

Что делает Платон? — Собирает деньги с автомобилей массой более 12 тонн, за проезд по федеральным трассам.

За что собирает? — За проезд по федеральным трассам. Это значит, что вокруг своей деревни можно наматывать круги совершенно бесплатно.

Кто определяет, сколько стоит километр? — Правительство РФ в постановлении 504 от 14.06.13 определило, что это будет 3,5 руб + инфляция, но сейчас включены понижающие коэффициенты, в итоге до 1 марта — это 1,5 рубля за км проезда по федеральным трассам. Г-н Медведев может свободно рулить ценами на проезд в зависимости от рыночной обстановки.

Куда идут собранные деньги? Все 100% поступивших средств каждый день в 00:00 перечисляются в РосАвтодор. Если вы платите через Qiwi — то на 4% дороже в пользу Qiwi, Платон не может давать скидки, т. к. деньги не его фактически.

Причем тут частная компания? Видимо государство посчитало, что так будет дешевле или быстрее.

Кто платит Платону зарплату? Платону платит бюджет, сумма около 100 миллионов долларов в год за то, что он создаст на свои деньги систему сбора, соберет и перечислит в автодор все собранные деньги без всяких процентов. Этакая налоговая на аутсорсе. Дорого это или дешево? Не знаю, но камеры на выборах нам стоили $500 миллионов.

Как можно платить за проезд? Есть два варианта — получить бесплатное устройство, которое само все делает. Выдается бесплатно, стоит 7000 руб. (если, например, разбить его в приступе гнева) Или зарегистрироваться, задать и оплатить маршрут в личном интерфейсе похожем на яндекс.карты). Устройств было 200 тысяч штук, все разошлись, активировано менее ста тысяч, остальные видимо разобрали «шоб було», сейчас ждут новую партию.

Скольких машин касается: Зарегистрировано в ГАИ что-то типа 1 млн 800 тысяч большегрузов, люди в Платоне считают, что их система будет собирать плату где-то с 1 млн российских грузовиков и 400 тысяч транзитных зарубежных. Остальные машины военных, МЧС и прочие не попадающие под сборы или не ездят по федеральным трассам.

Сколько уже зарегистрировалось в системе? По состоянию на прошлую неделю — около 600 тысяч.

Правда ли, что нельзя объехать пробку и за это оштрафуют? В теории можно попасть в такую ситуацию, если: 1) вы объезжаете пробку на одной федеральной трассе, по другой федеральной трассе 2) У вас нет «коробочки» 3) Вы не поменяли маршрут с планшета прямо в пути.

Какие проблемы возникают при регистрации? Самая частая проблема, кроме ошибок и опечаток — отношения водителя и владельца фуры. У водителя-владельца-фуры на ЕНВД, проблем нет вообще. А вот фура Васи, ездит Петя, а ИП на Зину — требует договоров и, следовательно, уплаты налогов.

Собираются ли распространять Платон на легковые автомобили и автобусы? Это вопрос к правительству РФ, пока оттуда нет ни какой информации об этом. Скриншот системы с легковушками и автобусами не фейк, но в Платоне объясняют его фантазией дизайнера.

Как получилось, что там присутствует Ротенберг? Сразу напишу, что я не изучал детально вопрос, но, по доступной информации, мне кажется, что изначально все должен бы делать Ростех (это госкорпорация которой принадлежит почти вся наша оборонка, например и их компании легко опознаются по РТ-чего-то там) но потом когда стало нужно вкладываться деньгами они продали долю в еще не запущенной компании структурам Ротенберга.

Почему дальнобойщики бастуют? У меня нет внятного ответа. Этот налог на бизнес, на автомобиле массой больше 12 тонн к бабушке в гости особо не поездишь — разоришься на солярке. Белая транспортная компания или водитель-ИП на ЕНВД на собственной фуре, просто поднимут цены на перевозку и переложат эти затраты на клиентов, клиенты не смогут использовать другие виды транспорта, т. к. они еще дороже. В чем же дело? Оппозиционные лидеры сразу же подхватили эту тему, но подозреваю, что задержанный сегодня «лидер протеста», как и я, ни разу не сидел за рулем грузовика. Да и не особо близки классово дагестанские дальнобойщики и столичная либеральная оппозиция. Думаю, что дело, как всегда в налогах. Регистрация в Платоне требует, чтобы совпадали данные владельца и того, кто эксплуатирует транспортное средство. Очевидно, что именно угроза обеления бизнеса и уплаты налогов заставила всю цепочку поставок занервничать: и поставщиков с черной отгрузкой и владельцев фур сданных в аренду по фиктивным документам левым юрлицам, и самих дальнобойщиков, которым пригрозили на треть меньшей белой зарплатой.

Как это отразиться на обычных людях и бизнесе? Да, мы будем платить на 10–20 копеек больше за 1 кг груза доставленного от производителя за тысячу км от нас. У бизнеса подорожают несколько грузоперевозки, но из-за вынужденной консолидации отрасли возрастет конкуренция и фуры будут реже ездить пустыми, станет лучше управление логистикой, что в итоге компенсирует повышение цен. А если правительство скорректирует законодательство, то возможно будет использовать систему для регулирования транспортных потоков, например, проезд фуры по МКАД — 10 рублей за км, а по бетонному кольцу — 1 рубль, это наиболее интересное из её применений.

Источник


тэги
инфраструктурные проекты; 
платежная система; 
Платон; 

читайте также
Ученые из ВШЭ: Дороги в России плохие, потому что дешевые
ВЦИОМ выяснил, как «Платон» строит дороги
Социологи расскажут о столкновении интересов вокруг «Платона»
Вышел ноябрьский рейтинг Фонда «Петербургская политика»
Как КПРФ «сливает протест»