Для мировой экономики такое решение каких-то огромных последствий иметь не будет
Что касается стран Таможенного союза, то переход на расчеты в рублях будет без проблем релизован. Если верить такому уважаемому изданию как Forbes-Казахстан, казахи всерьез рассматривают участие в таком проекте как Евразийский Центробанк и сроками его реализации называется 2016 год. С подобной инициативой выступал в 2012 году и Дмитрия Медведев. Это, разумеется, не аналог Европейского банка, здесь, вероятно, главой банка будет кто-то из лидеров стран Таможенного союза, скорее всего премьер-министр. Безусловно, если принимать во внимание, что экономика Казахстана — это примерно 10 процентов от российской, а Белоруссии — примерно 3,5 процента, такое решение будет принято и будет принято единогласно.
Что касается иных стран, то идея перевести экспорт на рубли высказывается еще с 2008 года — с момента падения рынков в пик того кризиса. Она уже реализуется в Азии и теперь, по всей видимости, процесс пойдет быстрее.
Для мировой экономики такое решение каких-то огромных последствий иметь не будет, поскольку роль российской экономики в мировой не слишком велика. Однако у России большое влияние в плане экспорта нефти и газа. Напомню, что «Газпром» поставляет примерно треть газа в Европу.
Одной из целей перевода российского экспорта на рубль может быть желание минимизировать риски санкций со стороны США. Рубль — наша валюта, и тут мы делаем то, что хотим. Меж тем США — это, конечно, будет некий последний довод и пока представляется маловероятным — могут ввести санкции против держателей своих долларовых долговых обязательств. Это, разумеется, подорвало бы доверие к их бумагам и пока США на это не готовы пойти, но в случае резкого обострения, например, военно-политической обстановки в мире, они теоретически могут пойти и на это. У них есть поговорка - «долги отдают только трусы». Они не трусы — это точно.
Не важно в данном случае, как они оформят это технически — могут условно ввести валюту для США, Канады и Мексики, и все. В этом плане перевод экспорта на рубль — это безусловно шаг в рамках повышения финансовой безопасности России.