У нас кабинет министров остается непартийным
Как можно объяснить тот факт, что из министров-новичков, хотя их и больше в нынешнем составе правительства, практически никто не занял значимого места в рейтинге ВЦИОМ?
Это можно объяснить тем, что среди новых министров часть являются новичками в политике. Например, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Говорить о его узнаваемости среди населения вряд ли приходится. А ведь персональный рейтинг работы министров отражает общую узнаваемость и оценку состояния дел в отрасли, которую этот министр курирует.
Понятно, что узнаваемость министров путинского или даже предыдущих составов правительства гораздо выше. Плюс на них отчасти переносится личный рейтинг президента.
Новые члены правительства, проработавшие полтора года, - в основном это министры-технократы, которые являются эффективными управленцами, но при этом не ведут активной публичной работы на выстраивание собственного имиджа.
И, наоборот – в отношении ряда министров, например, министра образования Дмитрия Ливанова, сразу же сформировался достаточно негативный имидж вследствие его конфликтов даже с партией власти «Единая Россия».
Те оценки, которые есть по Михаилу Меню или Александру Галушке – они ничего не означают, также как и оценки по Алексею Улюкаеву, который всего полгода проработал в правительстве и вряд ли население реально понимает, чем он занимается.
Можно резюмировать факторы, которые влияют на оценку деятельности министров со стороны россиян. Первый - общая узнаваемость среди населения, которая, безусловно, выше у министров, которые работали еще с Путиным. Второй – технократичность министров нового созыва. Третий – появление в правительстве во второй половине 2013 года целого ряда новых фигур по таким важным направлением, как ЖКХ и строительство.
Как вы считаете, готовы ли российские партии к тому, чтобы участвовать в формировании правительства?
Мне кажется, что в действительности правительство партийным не является. Оно партийное только в той мере, в какой председатель правительства является лидером партии «Единая Россия».
Часть министров также являются членами «Единой России», но это в минимальной степени сказывается на политике, которую проводит правительство. Поэтому, мне кажется, что особого смысла нет в том, чтобы обсуждать, может ли та или иная партия предоставить в правительство своего министра, чтобы он улучшил восприятие населением того или иного министерства.
У нас кабинет министров остается непартийным. Более того, в 2013 году мы видели достаточно много конфликтов между «Единой Россией» и кабинетом Медведева. Их было больше, чем в предыдущие годы. Речь, прежде всего, о бюджетном процессе. Это не говоря о Народном фронте, который тесно сотрудничает с «Единой Россией» - он еще жестче относится к правительству.
Могли бы оппозиционные партии предложить значимую имиджевую фигуру в состав правительства?
Можно говорить о том, что в правительстве отчасти есть люди, близкие к «Гражданской платформе». Прежде всего, это вице-премьер Ольга Голодец. Она реализует близкую «Гражданской платформе» политику.
В остальном, на сегодняшний день, мне кажется, оппозиционным партиям просто не выгодно включать в состав правительства своих представителей. Это связано с неблагоприятными экономическими прогнозами. Эксперты ожидают проблемы экономического развития в 2014 году. В случае нарастания бюджетных проблем правительство может оказаться ответственным за это.
На сегодня кабмин перестал быть ключевым центром принятия решений, а стал технократическим центром их реализации. Более того, вокруг правительства выстроена целая сеть контрольно-надзорных органов, с которым президент работает напрямую. Допустим, Центробанк, Счетная палата, чей статус сильно вырос в последнее время.
Так что вряд ли какой-либо партии сейчас захотелось бы делегировать своих членов в правительство.