Одна из вопиющих глупостей, которые делает Обама – это его линия в отношениях с Россией
Итоги пятилетки Обамы двойственные. Есть плюсы, и есть минусы, надо видеть и то и другое. Обама сделал выдающиеся вещи. Он развернул Америку, по крайней мере, дипломатически. Сделать это было очень сложно. Было непонятно, удастся ли довести это до конца или нет. Во всяком случае, он попытался дипломатически освободить ее от так называемых «друзей», традиционных альянсов – в первую очередь с Саудовской Аравией. он явно снизил влияние израильского лобби на принятие решений в Белом доме. Явно пошел вопреки настроениям части собственной администрации и в целом политического истеблишмента, который требовал продолжения курса предыдущей администрации. Это выдающаяся попытка перестроить позицию США в мире в более приемлемом для большинства стран направлении.
Все это упирается в то, что сам Барак Обама лично, лидерски не очень соответствует этому курсу. Он чрезмерно обидчив. Он непоследователен. Он действительно колеблется в принятии решений, как об этом все говорят. Он дает возможность воспринять свой, как я считаю, совершенно правильный курс как слабость, а не как продуманное стратегическое решение. И таких отрицательных фактов много.
Конечно, к этому добавляется и то, что Обама пытался опереться в политическом курсе на леволиберальной социокультурной и политической повестке. Здесь он слишком двинул в сторону Европы, европейских ценностей. Он попытался продолжить реформы, начатые еще Линдоном Джонсоном и Кеннеди – распространить медицинское страхование на все группы граждан, что ему не очень удалось, прямо скажем. Он попытался провести в жизнь повестку, связанную с однополыми браками и т.д. А не так давно даже сказал что-то по поводу марихуаны.
Он пытается провести в жизнь своеобразную шестидесятническую линию. Отчасти это связано с электоральным фактором. Он понимает, что его реальная опора – это иммигранты, женщины, молодежь, то есть все меньшинства, недовольные диктатом большинства. Обама попытался приблизить Америку к Европе по всем направлениям леволиберальной повестки, в какой-то степени ему это удалось. Несомненно, сегодня Америка куда более либеральная страна, чем та, которой она была много лет назад. Демографические тенденции налицо, этнографические тоже налицо. Налицо стремление значительной части населения сделать Америку еще более либеральной страной в социально-культурном смысле слова.
Но растет и сопротивление. Оно исходит из разных источников, от разных групп населения, от разных частей политического спектра. Его социальные реформы вызывают недовольство у белого налогоплательщика, не желающего платить за мигрантов, которые не работают, но получают дармовые социальные страховки. Его постхристианская повестка вызывает неодобрение консервативно настроенного избирателя. Этот факт оставляет Америку очень расколотой по разным линиям, которые не сходятся между собой. Мы видим этот раскол на примере конфликта ветвей власти.
Раскол усиливается за счет того, что Обама персонально не может играть роль интегратора. Не излучает уверенности и силы. У него была прекрасная харизма для победы на выборах, но харизмы для удержания ежедневных симпатий избирателей не хватает. Это было с блеском сделано у Клинтона, даже у младшего Буша, который производил впечатление откровенно не очень умного человека, но вместе с тем - человека, уверенного в своих ценностях. Обама, скорее, производит впечатление обиженного умника: человек в чем-то убежден, его не понимают, и он на это обижается.
Наверное, одна из вопиющих глупостей, которые он делает – это линия в отношениях с Россией. Совершенно нелепая демонстрация обиды, особенно по каким-то второстепенным вопросам: все, что связано с Олимпиадой, повторный отказ от встречи с Путиным по абсолютно надуманной причине. Неправильная реакция на дело Сноудена, к которому, конечно, нужно было относиться совершенно по-другому.
Все это, впрочем, не отменяет того факта, что Обама – выдающийся президент. Это действительно человек, совершивший такой дипломатический разворот, который люди смогут оценить только в будущем. Просто личные качества Обамы не дают возможность увидеть масштабность этого поворота. Если он будет завершен, мы будем иметь дело с измененной позицией Америки в мире. Но будет он завершен или нет – открытый вопрос.