Доверие к законодателям и тому, что творится в столице, в глазах американцев все ниже и ниже
Победа республиканцев была в целом прогнозируема. Дело в том, что первый срок Барака Обамы проходил под лозунгом «страна нуждается в переменах», что было видно большинству американцев уже в последние два года президентства Джорджа Буша. Молодой, перспективный президент выглядел в глазах многих американцев едва ли не новым 16-м президентом США — Авраамом Линкольном, а в глазах многих других американцев — новым Джоном Кеннеди.
Однако Обама пришел к власти в начале глобального кризиса, когда страна, да и весь мир буквально стояли на грани. И Обаме пришлось вытаскивать страну из этой пропасти. Это, надо сказать, ему удалось, ценой невероятных усилий. Но в ходе второго срока были ожидания, что Обама начнет реализовывать свою программу перемен, делать дальнейшие шаги в том направлении, которое он обозначил при избрании. И тут многие американцы не увидели результатов. Было недовольство тем, как реализуется Obamacare. Президент сваливал вину за это на республиканцев, которые не дают ему проводить реформу, республиканцы, в свою очередь, говорили о том, что Обама тратит непомерные средства на реализацию реформы, что ударит по интересам среднего класса. И действительно — за время второго срока Обамы доходы среднего и ниже среднего класса не выросли или даже сократились.
Выступления Обамы идеально выверены, у него прекрасный академический язык. Но слова, которые он говорит, не всегда находят отражение в жизни. При противостоянии Обама-Ромни столкнулись два подхода — либеральный и консервативный, и республиканцы соответственно настаивали на консервативном подходе, на возвращении страны к принципам отцов-основателей. И позиция демократов и республиканцев в этих условиях становилась все более непримиримой.
В результате впервые с 1946 года республиканцы смогли добиться такого успеха и получить контроль в обеих палатах парламента. Причем, это любопытный феномен, популярность самих людей, которые заседают в Конгрессе, доверие к законодателям и вообще тому, что творится в столице, в глазах американцев все ниже и ниже. Это означает, что мы можем вскоре увидеть совсем новый поворот в американской внутренней политике.
Что касается того, насколько будут сильны противоречия между парламентом и президентом, то в значительной степени эти противоречия нивелированы системой сдержек и противовесов, придуманной еще отцами-основателями. Каждая из ветвей власти наделена инструментами влияния на другую, что исключает возможность жесткого сценария. Однако то, что наблюдаем сегодня, говорит о том, что проводить какую-либо политику Обаме будет очень непросто. Он будет вынужден идти на компромисс — мы увидим в ближайшее время его обращение к Конгрессу, а еще раньше пройдет встреча с представителями парламента. И вот насколько зайдет Обама в вопросе компромисса — это очень интересный вопрос. Тут есть риск, что ему придется отступить от предвыборных обещаний демократов. Ему понадобится много мужества, чтобы остаться в глазах американцев дееспособным президентом.
Это в вопросах внутренней политики. В вопросах внешней — президенту на любые радикальные шаги требуется согласие Конгресса. Конгресс может вотировать наделение президента особыми полномочиями, но это если бы контроль был у демократов. Республиканцы на это вряд ли пойдут. Основная внешнеполитическая проблема сегодня — это Исламское государство и тут республиканцы могут поддержать демократов. А вот в отношениях с Россией ситуация двоякая. С одной стороны, республиканцы гораздо более жестко выступают по отношению к России, с другой, они проповедуют реализм во внешней политике. Потому есть шанс, что по тем направлениям, где есть реальный прогресс (вопросы границ, борьба с наркотрафиком, безопасность) республиканцы будут выступать за развитие отношений. А далее уже может подтянуться и понимание необходимости развития экономических отношений, встанет вопрос о необходимости введенных санкций и так далее.