Что меня поражает в западной политике, так это абсолютный запрет на самую логичную, самую простую и естественную идею: сочетание политической защищенности человека — с его экономической защищенностью
И каждый раз, когда появляется кто-то — как Дональд Трамп, как Марин Ле Пен, — кто эту идею хотя бы отчасти транслирует, начинается дикий визг.
А ведь что нужно избирателю?
Не любому, конечно, но — несомненному большинству.
Избирателю, с одной стороны, нужна экономическая защищенность. От тэтчеристов, от корпораций, миграций, свободного рынка, отправки промышленности в Китай и Бангладеш, тоталитаризма монополистов и крупных сетей. Ему нужно, чтобы его работа, его домик-садик, его мелкий бизнес — были кем-то «прикрыты от бурь».
Но, с другой стороны, избирателю нужна политическая защищенность. От тех же мигрантов — но уже в смысле террора, а не рынка труда, от внешних врагов, от агрессии меньшинств, настаивающих на том, что им все должны, от идиотических мероприятий в жанре «давайте бороться за свободу и демократию в Судане и Сомали, отправив туда воевать вашего сына».
То есть нормальный избиратель — это стихийный политический консерватор, сторонник умеренной изоляции, и он же — стихийный экономический кейнсианец, отчасти социалист.
И вот на это именно сочетание — наложен строжайший запрет.
Силы, выступающие за политическую защищенность, обязаны при этом ратовать за свободный рынок, «отмену пенсий», Егора Гайдара из ада и «у кого нет миллиона — тот идет в ж.»
Силы, выступающий за экономическую защищенность, обязаны при этом ратовать за лютую дружбународов, одноногую лесбиянку и «вы должны умереть за свободу Украины и Сомали».
Иными словами, если вы не приветствуете мигранта как Агента Мобильности Рабочей Силы, то вы должны приветствовать мигранта как Жертву Страданий Деспотизма Мумба-Юмба.
И вот когда появляется кто-то, кто говорит — слушайте, а может, мы вообще будем жить своим хутором, как мы привыкли, тихо, без вас? — начинается крик, начинается визг, начинается Гитлергитлергитлер, газета Не Дай Бог и Купи Еды В Последний Раз.
А что у нас?
А у нас тоже печально.
Вся наша легальная политическая система состоит из четырех партий, которые формально выступают за все хорошее одновременно, но — не делают вообще ничего, и ни к каким реальным решениям отношения не имеют, и ровно поэтому им так легко за все хорошее выступать.
За пределами же легальной системы находятся либералы, которые выступают в роли Доктора Зло из комиксов. То есть они одновременно отрицают и политическую, и экономическую защищенность.
Призывают нас и внешнему врагу сдаться, и пенсии при этом отменить.
«Мы хотим, чтобы вы просто умерли. Точка».
В общем, и у нас плохо, и у них плохо, хоть и по-разному.
А нужно-то, чтобы хорошо.
Чтобы и национальные интересы, и социальная стабильность.
Всем нужен свой Трамп.