В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные решениям недавнего саммита ООН, определившего новую Повестку дня в области развития на период после 2015 года
Комитет по международным делам посчитал возможным включиться в эту работу в связи с тем, что 45-й пункт Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, одобрившей цели устойчивого развития, признает «чрезвычайно важную роль национальных парламентов в деле принятия законодательных актов и утверждения бюджетов, а также — в обеспечении подотчетности в деле эффективного выполнения обязательств…».
Важность парламентского измерения подтвердил и основной докладчик, директор Департамента международных организаций МИДа России Александр Панкин, отметивший, что подключение законодателей к многостороннему сотрудничеству в интересах развития признано ООН одним из ключевых факторов обеспечения успешного воплощения его целей и задач.
На закономерный вопрос, существует ли намерение издать российский документ в развитие обсуждаемой резолюции Генассамблеи ООН, например, в форме Указа Президента или распоряжения Правительства, представитель МИД ответил, что из резолюции таких обязательств государств не вытекает, но по результатам начинающегося межведомственного взаимодействия может появиться «дорожная карта» или даже национальная стратегия в области устойчивого развития. Однако до этого международным экспертам ещё предстоит разработать индикаторы, которые будут использоваться для того, чтобы считать ту или иную задачу новых целей развития выполненной. Они должны стать опорной точкой для разработки страновых программ.
Помимо нормативного обеспечения работы, речь шла о создании национального механизма ее организации, в частности, — комиссии по содействию международному развитию с возможным приданием ей более широких функций, касающихся реализации соответствующих решений Генассамблеи ООН.
Представитель Министерства финансов Анна Валькова отметила, что в текущих условиях официальная помощь развитию, которая предоставляется из бюджета государств, уже не будет нарастать прежними темпами. Основной упор, по ее словам, сейчас делается на внутреннюю ответственность самих развивающихся стран, они должны находить внутренние источники финансирования и развития. Поэтому одна из главнейших задач — мобилизация внутренних финансовых источников, как частных, так и государственных.
Интересными оказались выступления представителей Минэкономики, Минэнергетики и Минздрава, ведь в каждом из этих ведомств есть своя доля ответственности и своя доля компетенции за реализацию российской государственной политики в сфере содействия международному развитию. Напомню, что соответствующая концепция, инициированная МИДом России и Россотрудничеством, была утверждена Указом Президента Российской Федерации в апреле 2014 года и, по общему признанию, полностью вписывается в новые Цели устойчивого развития.
Очень содержательным был доклад руководителя Росгидромета по итогам завершившегося неделю назад в Париже саммита по климату. Очевидно, что принятые его участниками, включая Россию, новые обязательства будут существенным образом влиять и на общую работу по обеспечению устойчивого развития человечества. В этой связи отдельно звучала тема оценки эффективности соответствующей деятельности: отчетность, аналитика, поиск лучших практик и её постоянное совершенствование.
Обозначенные на слушаниях подходы к выстраиванию комплексной и слаженной работы по стратегии ЦУР лягут в основу рекомендаций, которые мы попробуем с учётом предложений ведомств сформулировать до конца текущего года.
Если документ окажется весомым, вынесем его на рассмотрение сенаторов с принятием соответствующего Постановления Совета Федерации.