Путин, говоря про мину, заложенную под страну, намекал на фразу «самоопределение вплоть до отделения» — то, против чего возражал Сталин в 1922-м и что рвануло уже в конце 1980-х. Это читалось из контекста выступления на прошлой неделе, а сейчас он сам это прямым текстом подтвердил
Сижу на форуме ОНФ, слушаю Путина. Первый же вопрос ему из зала… внезапно о Ленине. Важно это людям. Кажется, важнее, чем кризис. После прошлого путинского спича по теме несколько знакомых попросили меня, как создателя предпринимательского клуба им. Ленина, прокомментировать вопрос. Я взял паузу, покопался в источниках. Посмотрел дискуссию по нацвопросу на Х съезде — кто и что говорил; освежил в памяти статью ВИЛ «О национальной гордости великороссов».
Мнение составил следующее. Русский либеральный интеллигент — это, в сущности, тот же национал-шовинист, только с обратным знаком. «Противоположное общее место», по Тургеневу. Лукич, увы, именно по этому вопросу был типичнейший представитель своей среды, со штампами пропаганды в мозгу — «россия-тюрьма-народов» и всё такое. Стиль мышления режимоборца из российсской глубинки, позволяющего себе довольствоваться общими местами — что, в самом деле, имело роковые последствия. Путин, говоря про мину, заложенную под страну, намекал на фразу «самоопределение вплоть до отделения» — то, против чего возражал Сталин в 1922-м и что рвануло уже в конце 1980-х. Это читалось из контекста выступления на прошлой неделе, а сейчас он сам это прямым текстом подтвердил.
Ленин — великий человек, одна из главных фигур мировой истории ХХ века. Эта одна часть правды. Вторая — что большую часть своей активной жизни он был маргинальным склочником и резонером эмигрантской тусовки, и по многим параметрам просто не знал и не понимал страну, в которой взял власть. И, да, это привело к ряду трагических ошибок, некоторые из которых обнаружили себя намного позже его смерти. В этом с Путиным, который, безусловно, соотносит себя со всеми вождями ХХ века, от Николая до Ельцина включительно — нельзя не согласиться.