Присуждение Нобелевской премии мира группе посредников в диалоге между правительством Туниса и оппозицией вызывает двойственные чувства
«Честно говоря, ощущения двойственные. Трудно оценить непосредственные заслуги всей этой четверки в национальном урегулировании после революционных событий 2011 года», — написал сенатор Константин Косачев на своей странице в социальной сети Facebook.
Косачев подтвердил, что в Тунисе «и правда нет того, что происходит у соседей». Вместе с тем парламентарий отметил, что «отношение к самой „жасминовой революции“ сегодня, спустя 4 года и с учетом цепной реакции, которую она спровоцировала, как и всех последствий „арабской весны“, вряд ли может быть столь же жизнерадостным, каким оно выглядит на сайте Нобелевского комитета». «Можно сказать, что „враг номер 1“ планеты — ИГИЛ („Исламское государства Ирака и Леванта“- прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки „Исламское государство“ — прим. ТАСС) — тоже в какой-то степени „продукт“ той самой революции, к которой причастны нынешние лауреаты», — указал он.
С другой стороны, по мнению Косачева, присуждение премии мира тунисским НПО «еще не худший вариант», учитывая, что «относительно недавно премию присуждали таким „миротворцам“, как Барак Обама и Евросоюз». «Ведь могли и каким-нибудь «умеренным» сирийцам, а то и Порошенко дать — была и такая инициатива. Тогда бы точно было по Оруэллу: «война — это мир», — заключил глава международного комитета Совфеда.
Нобелевская премия мира за 2015 год присуждена Тунисскому национальному диалоговому квартету за «определяющий вклад в построение плюралистической демократии» в Тунисе после «жасминовой революции» 2011 года. «Квартет» включает в себя 4 неправительственные организации — Главный союз тунисских рабочих (профсоюз), Тунисский союз промышленников, предпринимателей и ремесленников (торгово-промышленная палата), Тунисская лига по правам человека и Коллегия адвокатов. Организация была сформирована летом 2013 года для разрешения острого политического кризиса в стране, обострившегося после убийств 6 февраля и 25 июля 2013 года в тунисской столице оппозиционных политиков Шокри Белаида и Мохаммед Брахми. Одним из главных итогов работы «квартета» стало формирование внепартийного правительства технократов во главе с Мехди Джомаа.