В «Зотове» открылась выставка «Конструктивизм – 2» и она не понравится никому. У нее нет очевидной идеи. Она не спектакулярна. Она чрезмерно болтлива. И поэтому она мне нравится.
Возможно, впервые отечественный конструктивизм заговорил сам, и оказалось, что у этих уродливых зданий (слов и бетона) с облупленной краской и плесенью есть свой голос – они вообще говорили намного больше, чем сделали. (Но не дай вам бог вырасти в конструктивистском доме).
В формальном названии выставочного проекта есть слово «Логос». И выставка и вправду похожа на расшитый в два этажа специализированный номер журнала. Если вы не знали, как выглядит «Логос» в объеме – добро пожаловать. Ну, или, если сравнивать вторую выставку с первой, то она похожа на примечания к ней. А исследователи любят комментарии и ссылки больше, чем текст. Как и я.
Тот, кто ругает отечественные выставочные проекты после 24\02, не имеет сердца, а тот, кто хвалит – не имеет совести. Чтобы совесть была чиста, как говорят, галереям стало легче договариваться с музеями, и поэтому то, что нужно было ехать в Ленинград, стало доступно в Москве. А чтобы сердце как-то билось (а не выдавало нитевидный пульс как в «Гараже»), нужна перманентная дефибрилляция. Куратор сегодня в этой стране - буквально лекарь, тот, кто озабочен тем, чтобы больной не скончался до поры.
«Гараж», ГЭС-2, «Зотов» были частью международного выставочного пространства – чтобы в них привозили искусство и все, что на него похоже. Международное шапито коммерческих выставок и биеннале. Клубы искусства как клубы для выступления музыкальных групп. Но международного примерно больше нет, чтобы хоть как-то действовать, а локальное пока не позволяет мыслить ни о чем. А так же не стоит забывать и о внутренней цензуре, эшелонированной от возрастных ограничений до фантазий теперь снова уважаемых стукачей. Есть еще и охранники, которых тоже нужно уважать – ведь выставочный саунд-дизайн может нарушить им условия непосредственного исполнения обязанностей (спать).
Немного о личном. Фанаты конструктивизма делятся на два лагеря – фанеры и холста. Я из последних - фанерные мавзолеи против холстяных растяжек, - но в «Зотове» победили первые. Конструктивизм – это еще и запах краски и свободы, но люди любят аромат фанеро-мебельного комбината IKEA, главного коммерчески-успешного чада конструктивизма. И, конечно, you won’t fool children of the revolution – пусть даже преданной революции конструктивизма.