Корень проблемы - в двойственности самой роли главы региона. Который, с одной стороны, политический лидер субъекта, а с другой - главный федеральный чиновник, ответственный перед Центром за расходование тех ресурсов, которые этим самым центром в субъект направляются
И, да, отсюда вытекает необходимость сложно устроенного компромисса между этими двумя очень разными функциями, сочетаемыми в одной должности.
Заметьте: все регионы, в которых пройдут этой осенью выборы - в большей или меньшей степени дотационные. Кроме Удмуртии, но там дотационным по сути является местный ВПК - тех же щей, но из другого кармана.
Поэтому можно сколько угодно жаловаться на муниципальный фильтр, смысл которого в том, чтобы гарантировать любому из кандидатов достаточную опору в территории, в виде подписавшихся под его выдвижением местных депутатов, а вовсе не в том, чтобы "отсечь неугодных". Это решение - про управляемость, а не про цензуру. Хочешь руководить субъектом - добейся сначала, чтобы на местном уровне было достаточно людей, готовых принять тебя в этом качестве и выступить проводниками твоей политики. Остальное - популистские пляски и нагрев атмосферы.