Смотрю на телеканале «Дождь» фестиваль лекций «На крыше». Зачем-то послушал нуднейшего из телевизионных покемонов (после того, как куда-то делся Лев Новоженов) — Николая Сванидзе
Сванидзе пронудел лекцию на тему «Реформаторство в России от Ивана III до Егора Гайдара». Если коротко о содержании, то разнообразные правители России были представлены им маньяками, садистами, деспотами… Смотрел я не с начала, а с историй о том, как Петр I заставлял подданных разгрызать трупы, так что о том, как был представлен, например. Иван Грозный могу только догадываться. Про луч света в темном царстве — про Егора Гайдара — Сванидзе не успел рассказать. Его прервала ведущая Юлия Таратута, ибо время кончилось, но про всех маньяков и садистов вроде бы уложился.
Я же в очередной раз задумался на любимую тему. Как, не занимаясь фальсификацией истории России, сделать так, чтобы история эта не становилась источником фрустрации? Ничего далекий от исторических познаний слушатель Сванидзе ничего другого, кроме представления о том, что он родился в стране с беспрецедентно аномальной историей, не вынес бы. Точнее, был во всей России один хороший человек — Егор Гайдар — да и про того рассказать не успели.
Ну вот, например, вариант, как обойти фрустрацию.
Говоря о Николаевской эпохе, Сванидзе, соединяя нудность с пафосом (это его уникальный стиль и навык, это за ним надо признать), говорил про то, что у нас вот был ужас и позор крепостного права, а в Англии в это время была индустриальная революция, и уже 200 лет как забыли, что такое крепостное право, даже раньше, еще до Английской революции забыли… И т.д.
Все вроде верно! Фрустрируйся — не хочу! Но вот если бы добавить, что закон, освобождающий рабов в британских колониях, был принят британским парламентом в 1833 году (Slavery Abolition Act). Да, раньше, чем у нас отменили крепостное право. Но на 28 лет раньше. Это не так страшно слышится, как «а в Англии уже 200 лет и даже раньше забыли, что такое крепостное право». И фрустраций как бы меньше, когда про Англию информация полная.
Да можно пофрустрироваться тем, что там рабы были черные, а у нас белые, что там в колониях, а у нас в метрополии. Можно. Но все будет не так жестко, как «200 лет без крепостного права». Да и в целом тут уже требуется разбираться в деталях, а любое разбирательство в деталях (как и любой анализ, любое думание) тоже спасает от фрустрации.