Рынок НКО пока не развит в той мере, в которой это хотелось бы государству и обществу
Мы несколько лет подряд были операторами государственной поддержки НКО. Нам не понаслышке знакомы проблемы третьего сектора. И эти проблемы отмечают практически все эксперты. В частности, рынок НКО, если так можно выразиться, пока не развит в той мере, в которой это хотелось бы государству и обществу.
Вторая проблема: понимание роли и узнаваемость неправительственных организаций в России, к сожалению, не велика. Совсем недавно состоялось пленарное заседание Общественной палаты, где прозвучали удручающие цифры того, сколько наших граждан вообще знают о существовании неправительственного сектора и обращают на это внимание. Для справки могу сказать, что, например, в США от всего рынка труда неправительственный сектор занимает 30%. У нас столько не занимает даже малый бизнес.
И это, кстати, показатель того, что важность работы НКО трудно переоценить. Это одновременно и участие граждан в государственной и общественной жизни, и правовое просвещение, и коллективная разумная солидарность. Я уже не говорю об общественном контроле, который тоже является действенной формой взаимодействия гражданина и государства. И участвовать в таком контроле через НКО – самый простой путь.
Нужно продолжать реформирование третьего сектора. Во-первых, нужно сделать работу неправительственных организаций очень почетной. Если мы посмотрим успех в этой области других стран – Германии, Великобритании – то там пойти работать в НКО является поступком. То есть вы можете получить юридическое образование, стать адвокатом, пойти в адвокатское бюро, а можете – в правозащитную организацию. Да, вы будете меньше зарабатывать. Но это почетно. Так должно быть и у нас.
В-вторых, по моим ощущениям, проекты НКО не востребованы государством. То есть, государство выделяет деньги, НКО осуществляет какой-то проект, и дальше мы не знаем, что с ним происходит, востребован он или нет, применен ли он государством, а как оценена эта работа. Получается такой взаимный реверанс. Для общества и государства важно видеть, что работа НКО пригодилась. Пока этот аспект наладить не удается.
Конечно, многое уже сделано. Расширена сама грантовая программа, немного изменены ее условия в сторону большей прозрачности. Я думаю, что если государство будет декларировать важность этой работы, если государство на местном и региональном уровне (про позицию федеральных властей мы знаем) не будет относиться к общественникам как к городским сумасшедшим, когда мы поймем, что взаимно уважаем друг друга, когда мы поймем, что общественный контроль – это не склочники с одной стороны и обороняющиеся чиновники – с другой, тогда ситуация изменится.
Мы проработали операторами грантов восемь лет, и важнейшим итогом для нас в этом году стал огромный блок поправок, принятой Госдумой, который касается защиты граждан, пострадавших от преступлений. Это переворот в уголовной политике, который сделан в том числе с нашим участием, участием экспертов, депутатов Госдумы. С одной стороны мы указывали государству на недостатки, с другой стороны – двигались в сторону системного изменения этой политики.
Я думаю, что будущее у российского неправительственного сектора есть. Наверное, имеет смысл немного поменять условия игры, но главное – поменять общий фон, отношение к НКО. И тогда, учитывая, что энергии у граждан становится год от года все больше, нужно дать возможность разумного, цивилизованного использования этой энергии.