Часто бывает так, что выгодоприобретателя тендера установить нельзя. А это очень опасно, потому что выгодоприобретателем может оказаться то же лицо, которое этот тендер и объявило
Вы поддерживаете план по деофшоризации?
И.Ниненко: Такой план нужен, но для его успеха необходимо подключать к его разработке представителей гражданского общества и все политические силы страны, чтобы это был реальный план, а не фикция. Чтобы он не остался на бумаге, как в свое время Национальный план противодействия коррупции, который был реализован лишь частично, но так и не привел к коренному перелому уровня коррупции в России. К сожалению, этот план может ожидать такая же перспектива.
А что в принципе из себя может такой план представлять?
И.Ниненко: Опять же, его можно сравнить с Национальным планом противодействия коррупции. Он включает в себя разработку законопроектов. Чтобы реально это сделать, чтобы меры были эффективны нужно подключить много различных ведомств, скоординировать их работу. Вот для этого и создается такой план, который включает в себя разные направления: это и законодательная деятельность и обучение госслужащих, представителей бизнеса, некие просветительские мероприятия.
Единственное, что вызывает опасения, что все тот же Национальный план противодействия коррупцией, несмотря на его уместность и необходимость, так и остался лишь благим пожеланием.
А требование повсеместного выявления конечных бенефициаров не грозит нарушением прав граждан?
И.Ниненко: Конечно, такая угроза есть. Что здесь можно сделать, чтобы и права людей на частную жизнь соблюсти и идею минимизации ущерба для государства? Нужно обязать раскрывать своих бенефициаров компании, работающие с государственными органами. То есть тех, кто участвует в государственных тендерах. Часто бывает так, что выгодоприобретателя тендера установить нельзя. А это очень опасно, потому что выгодоприобретателем может оказаться то же лицо, которое этот тендер и объявило. Это прямой коррупционный механизм.