Предсказать, как поведет себя правительство – невозможно
Мы имеем дело с продолжением спора о том, должна ли Академия заниматься научной деятельностью или это просто клуб ученых. Даже не ученых, а просто каких-то уважаемых людей - или неуважаемых – потому, что министр явно их не уважает. Академия пытается отстоять право на научную деятельность и даже записала его в устав, вроде бы в соответствии с законом, но министерство толкует это по-другому.
Как я понимаю, Академия рассчитывает на то, что если поменяются тренды, то она получит возможность, - и они об этом сказали – создавать какие-то научные институты. Боюсь, это вряд ли получится. Но мешать этому тоже не имеет смысла. Со стороны министерства и лично министра – это уже принимает патологический характер. Такое ощущение, что министр одержим какой-то иррациональной неприязнью к Академии и непрерывно пытается ее унизить. Предсказать, как поведет себя правительство – невозможно. Конечно, это будет борьба, раз уж министерство обозначило такую позицию. Судя по всему, Академия постоянно обращается к президенту, пытаясь привлечь его в качестве арбитра.
Если судить по предыдущему ходу событий, Дмитрий Ливанов получил полный карт-бланш от руководства страны.
Да. Они добились всего, и отсюда вопрос, нужно ли унижать Академию еще? Это выглядит уже как перебор. Но у Ливанова действительно что-то болезненное в его отношении к Академии: он хочет унизить ее окончательно. Не знаю, согласятся ли на это правительство и президент.
По Вашей оценке юридически устав соответствует закону о реформе РАН?
Мне сложно дать юридическую оценку, но я говорил с Рубаковым, некоторыми другими академиками, да и сам Фортов заявил на общем собрании о том, что они этот устав согласовывали с правительством, неоднократно высылали его в юридическую службу правительства, и что они считают его вполне согласованным. Откуда родилась позиция министерства – до конца непонятно. Вряд ли Фортов решился бы пойти на конфронтацию с аппаратом правительства и т.д. Так что могу лишь повторить, со стороны министерства претензии выглядят уже как нечто нездоровое.