Снижение напряженности в отношениях с Западом является важной задачей для руководства страны
В сложившейся ситуации Россия заинтересована в смягчении конфронтации даже не столько с Украиной, сколько с Западом, потому что санкции оказались достаточно неприятными. Они оказали определенное негативное воздействие на российскую экономику, способствовали ухудшению инвестиционного климата, усилению оттока капитала, снижению странового рейтинга и т.д. Так что снижение напряженности в отношениях с Западом является важной задачей для руководства страны. Учитывая это, эти последние действия вполне логичны.
Как известно, в последние месяцы присутствие российских войск на границах с Украиной то несколько наращивалось, то сокращалось. Долгое время это было фактором, позволявшим российскому руководству влиять на украинские власти. Но теперь Киев, европейские столицы и Вашингтон уже пришли к однозначному выводу, что Россия войска на территорию Украины вводить не будет (очевидно, что такие намерения изначально отсутствовали). Поэтому дальнейшее присутствие российской группировки на границе с Украиной никакого влияния на политику Киева уже не оказывает. Однако это по-прежнему позволяет Западу говорить о сохраняющейся российской угрозе, дает предлог усиливать давление на Россию. То есть никакой позитивной роли присутствие российской группировки у границ уже не играет. Соответственно отвод войск от границ вполне логичен.
Этот позитивный эффект призвано усилить и заявление о поддержке проведения на Украине «круглых столов», хотя российский МИД и Администрация президента при этом не отказываются от своей критики в адрес формата проведения этих мероприятий. В Кремле по-прежнему настаивают, что привлекать к диалогу нужно не только умеренных представителей Юго-Востока, но и представителей вооруженного сопротивления.
После того, как стало ясно, что эти «круглые столы» дают хоть какие-то возможности сторонникам федерализации, видимо, Россия сочла необходимым поддержать этот формат. При этом, очевидно, Кремль и МИД продолжат настаивать на расширении круга участников этого процесса. Возможно, определенное давление будет оказано и на представителей вооруженного сопротивления Юго-Востока с тем, чтобы они смягчили свою риторику в адрес Киева и делегировали на эти «круглые столы» если не своих прямых представителей, то, по крайней мере, ассоциированных с ними людей, напрямую в военизированных структурах не задействованных.
И последнее. Судя по всему, Кремль настроен на налаживание диалога с Петром Порошенко на случай его неминуемой победы, помешать которой может только срыв выборов. В этой связи такого рода заявления кажутся вполне своевременными. Теперь остается ждать, как в новых условиях Москва будет выстраивать свои отношения с вооруженным сопротивлением Юго-востока Украины.