Во-первых, высокий путинский стиль — избрание Володина в спикеры и выпуск указа по Кириенко сделать в один день. Плюс выступление о единстве в ГД
Во-вторых. Я по-прежнему не считаю переход Володина в ГД понижением. Было что-то глубоко неправильное в том, что позиция спикера ГД рассматривалась всегда как более слабая по сравнению с замглавы АП, а парламент как нечто вторичное по сравнению со Старой Площадью. Странно, что многочисленные борцы за демократию и демократизацию воспринимали это как должное.
В-третьих. Сила и аппаратный вес той или иной структуры определяются не объемом полномочий (особенно формальных — ну какие, строго говоря, у АП _формальные_ полномочия?) А способностью решать задачи. Володинское УВП занималось в основном партиями и НКО, что и понятно в думском выборном цикле; при Кириенко акцент очевидно будет сделан больше на исполнительную власть — губернаторов, мэров, полпредства (СВК — бывший полпред). И, думаю, госкорпорации тоже теперь попадут в орбиту АП в той части, в которой они отвечают за социально-экономическое развитие территорий, на которых работают — все эти моногорода и т.д.
В-четвертых. Кириенко очень гибкий, прагматичный человек. Думаю, при выборе кандидатуры важно было и то, что он изначально — друг и выдвиженец покойного Немцова. Я, скажем, в 99-м попал в предвыборный штаб Кириенко именно из немцовского окружения, оставаясь помощником Немцова и до, и после кампании. Вместе с тем он многие годы совершенствовал «силовые» черты характера и самоконтроль — имею в виду айкидо и круг знакомых мастеров боевых искусств.
В-пятых. Много было спекуляций по поводу отношений между командами Кириенко и Володина. Думаю, они, наоборот, сработаются — по принципу дополняющего партнерства (каждый имеет компетенции в том, в чем другой слабее). Хотя, конечно, время покажет.
И, наконец, в шестых. Глазычев. Sapienti sat. Это к вопросу об опыте и знании предмета1.
...
Опять-таки, по Володину. Похоже, 400+ голосов за спикера — это впервые в истории Госдумы. И что это не одна ЕР, а несколько партий.
Любопытны акценты в володинском выступлении: «президентская повестка в приоритете» — означает, в частности, что пропорция законов от Кремля и от Белого Дома, вполне возможно, будет смещаться в сторону Кремля. Напомню, в прошлом созыве 53% законопроектов — это правительство.
И плюс вот это замечание о том, что «большинство не освобождает». Оно очень тонкое, учитывая пропагандистскую традицию настаивать на праве большинства. Кстати, ведь ни один из спикеров ГД от «партии власти» не получал такого количества позитивных отзывов о себе от разного рода оппозиций — от Зюганова до Алексеевой. В этом смысле Дума по-володински — не столько «площадка», сколько самостоятельный центр силы. Когда по ключевым вопросам коалиция будет шире, чем одна только ЕР. И это позволит таки на равных разговаривать с невыборной бюрократией, в том числе и по чувствительным вопросам2.