Можно проследить прямую зависимость: чем популярнее министр, тем дольше он держится на своем посту
С чем связано то обстоятельство, что первые строчки рейтинга ВЦИОМ удерживают старые министры, а новички сравнимого авторитета в глазах россиян не приобрели?
Я бы это объяснил двумя причинами.
Во-первых, действует принцип положительного отбора. Те министры, которые популярны, они сохраняют свое место.
Дело в том, что президент вместе с премьером при назначении или отставке министров ориентируются, в том числе, и на рейтинги. Не только ВЦИОМ, но и вообще всех социологических служб. И можно проследить прямую зависимость: чем популярнее министр, тем дольше он держится на своем посту. Он передает часть свое легитимности всему кабинету, что выгодно власти.
Вторая причина – чем больше человек держится на посту, тем больше он входит в публичную роль, тем больше он играет на публику и завоевывает симпатии. Так что ничего сенсационного в этом я не вижу – это логичная закономерность.
Что касается Рогозина, то он пришел из публичной политики, был очень популярным популистом в хорошем смысле этого слова. На новом посту он тоже вжился в эту роль.
Российские партийные гранды готовы к тому, чтобы формировать правительство?
Не уверен, не совсем готовы.
У власти есть желание опираться, скажем, на поддержку КПРФ по аналогии 1998-1999 годов. Но КПРФ уже не та, Зюганов уже не тот. Поэтому наша нынешняя партийная система в лице партии власти, в лице системной оппозиции она проседает. Чтобы дать новый рывок, необходимо обновляться.
Сейчас повышение роли парламента напрашивается, как в течение 1990-х. В критический момент в 1998 году центр тяжести был перенесен в парламент, было сформировано партийное правительство.
Не факт, что такой же сценарий повторится сейчас, но в качестве подстраховки было бы хорошо иметь такой вариант в запасе. Чтобы он был, необходимо систематически обновлять визуальный ряд основных российских политических партий.