Наши экономические отношения с Кубой восстанавливаются после провала 1990-2000 годов

07 октября 2014 / 20:37

Куба на внешнеполитической арене продемонстрировала себя более надежным партнером нашей страны по сравнению с бывшими республиками СССР

Наши экономические отношения с Кубой укрепляются и в известной степени восстанавливаются после провала 90-х – начала нулевых годов. Это позитивный факт, поскольку в 90-е годы Россия, после того как перестала продавать углеводороды, из главного торгового партера Кубы оказалась лишь на десятом месте в торговле. Такое положение дел, конечно, не может устраивать современную Россию.

Вопрос заключается в том, можем ли мы вернуться на прежний уровень торговых отношений. Я думаю, что в современных условиях вряд ли, если мы только не начнем снова поставлять на Кубу в больших объемах горючее в том или ином виде.

Есть и позитивные моменты. Например, на сегодня в нашей торговле доля продукции машиностроения увеличилась по сравнению с тем, какой она была в советские времена. Куба до сих пор является постоянным потребителем нашей машино-технической продукции. Она покупает запасные запчасти для машин, которые были поставлены на остров еще во времена Советского Союза. Другой вопрос, насколько Россия готова удовлетворить запросы Кубы. Здесь не всегда наши возможности совпадают с нашим желанием.

Что касается политического взаимодействия, на сегодняшний день нет основания говорить о том, что Куба перестала быть нашим надежным внешнеполитическим союзником. Куба на внешнеполитической арене продемонстрировала себя значительно более надежным партнером нашей страны даже по сравнению с некоторыми странами, некогда входившими в СССР.

Да, на Кубе происходит процесс либерализации. И он, в общем-то, неизбежен, поскольку глобализация проникает сквозь достаточно плотные идеологические границы, которые  есть на кубе. Страна понимает, что ей необходимо приспосабливаться жить в тех условиях, в которых она находится.

Россия – не Советский Союз, во времена которого у нас многое делалось не с экономической, а с идейной целесообразности. Сейчас этот идейный фактор практически исчез. Но за десятилетия нашего сотрудничества исторически сложилась, как мне кажется, определенная человеческая симпатия двух народов. И, думаю, нормальный российский гражданин  должен испытывать определенное чувство вины перед Кубой за то, что произошло в 90-е годы. Можно критиковать кубинскую власть за отсутствие демократии, но то, что Куба все эти годы жила и продолжает жить в условиях американской экономической блокады, нужно иметь в виду.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика