Отчасти девальвация была сделана за счет населения, которое привыкло брать кредиты на жилье, обучение детей
Мнения по поводу того, способна ли девальвация в Казахстане повлиять на российскую экономику или нет - очень разнятся. Как вы полагаете?
Девальвация - это всегда встряска. Есть риски прерывания товарооборота. А даже временный обрыв связей промышленных предприятий, банковских структур несет риски. Например, Евразийский банк – это наше совместное детище – прекратил валютные операции на какое-то время. Я знаю, масса российских промышленных предприятий имеют связи с Казахстаном. И им сейчас, насколько я знаю, звонят казахские коллеги, извиняются, говорят, что сейчас не могут расплатиться, потому что им не конвертируют деньги. Кроме того, в Казахстане регистрируется все больше российских фирм благодаря более выгодному налоговому режиму. Но, я думаю. Все это рассосется в течение ближайших дней.
Девальвация всегда дает плюсы местному производителю. Думаю, что в этом и был смысл девальвации казахского тенге. Российские товары и дешевые китайские очень сильно конкурируют с казахскими. Российские товары вымывают даже вполне качественные казахские товары за счет своей демпинговой составляющей. Как показала практика сосуществования в рамках Таможенного союза, российские предприниматели прошли очень жесткую школу выживания, они более эффективны, более хищны, действуют нахраписто на таком полудомашнем казахстанском рынке. Сейчас произойдет нормализация рынка, у казахских производителей появилась возможность компенсировать эту составляющую.
Свою фору получат сырьевики. «Казахмыс» - это очень серьезное предприятие, монополист в области производства меди – уже объявил, что полученные от девальвации средства они направят на модернизацию производства. Появилась возможность дышать свободнее.
Да, отчасти это было сделано за счет населения, которое привыкло брать кредиты на жилье, обучение детей. В этом плане Казахстан живет в кредит, в свое удовольствие. И вот тут могут возникнуть трудности у населения. Но социальную политику в Казахстане достаточно жестко контролирует президент Нурсултан Назарбаев и правительство. Я думаю, определенные смягчающие меры будут предприняты.
Глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов заявил, что девальвация тенге, в том числе, связана с плавной девальвацией российского рубля. В России же большинство говорят, что наши валюты не связаны. Как вы видите эту ситуацию?
На Келимбетова сейчас накатилась такая волна негатива, проходят пикеты. Судя по блогам и печати, он вполне может послужить громоотводом, может быть, даже пострадает его политическая карьера.
То есть он ищет политическую мотивацию?
Да, какие-то возможности. Уговаривает, что это забудется через 1-2 года. Это не очень хорошая отговорка для озлобленного населения, у которого отобрали 1/5 часть накоплений. Когда кипят эмоции никто не будет слушать даже разумные доводы.
Вице-премьер РФ Шувалов заявил, что т.к. у нас нет валютного союза, то и никакого воздействия девальвация в Казахстане на российскую экономику не окажет.
Таможенный союз не возможен без введения единой расчетной единицы. [После распада СССР] у нас был т.н. переходный рубль для безналичных расчетов. Хотя бы такой сурогат нам необходим.
Назарбаев предлагал создать новую валюту, назвать ее алтын или евраз. Рубль на эту роль не годится, т.к. для Казахстана – это экономическая капитуляция перед Россией. Так же и президент Белоруссии Александр Лукашенко открыто отказался переходить на расчеты в российских рублях. Москве нужно вести более гибкую монетарную политику. Например, как это было сделано в странах СЭС, ввести переходную валюту. То же самое делала Европа, где одно время действовал экю, но спустя какое-то время даже Германия согласилась отказаться от своей дойчемарки в пользу евро.
Нам надо не злорадствовать по поводу девальвации в Казахстане, а использовать как лишний повод для перехода к единой валюте, что позволит минимизировать риски неожиданных национальных девальваций.