Россия занимает по Косово ту позицию, которую занимает Белград
Предыдущий визит Владимира Путина в Сербию состоялся три года назад. Нынешнее посещение главой российского государства Белграда состоялось по пути в Милан. Оно было краткосрочным, но с учетом тех трудностей, которые Россия испытывает сейчас в отношениях с Западом, имеет немаловажное значение.
Во-первых, визит показал, что не вся Европа встала на сторону США и присоединилась к санкциям. На Балканах две страны не поддержали санкции — Сербия и Македония. Сербское руководство прямо заявило, что не может позволить себе этого. Такая позиция имеет немаловажное политическое значение в сложившихся условиях.
Во-вторых, с учетом тех сложностей, которые возникли с «Южным потоком», этот вопрос необходимо было обсудить с Белградом. Как я представляю, была достигнута договоренность, что в этих условиях нет смысла продолжать проводить начатые работы, сначала надо договориться с ЕС о выходе из тупика, в котором оказалась реализация этого проекта. Владимир Путин и Томислав Николич пришли к единому мнению: найти компромисс с ЕС, а затем продолжить строительство.
Россия в лице Путина еще раз подтвердила свою позицию в отношении Косово. Россия считает эту территорию частью Сербии, не признает ее независимость. Я думаю, было сказано, что Россия занимает по Косово ту позицию, которую занимает Белград. Если Сербия будет настаивать на том, что Косово является частью Сербии, то Россия будет эту позицию поддерживать. Если Белград в силу ряда причин признает независимость Косово, то пусть будет так. Для России принципиального значения статус этой территории не имеет, мы просто поддерживаем в этом вопросе Белград. Это очень важно для Сербии, поскольку ее позиция в Европе поддержки не имеет. Она бьется в одиночку.
В-четвертых, визит продемонстрировал то, что Россия и Сербия крайне заинтересованы в развитии политических связей и сотрудничества. Сербия является надежным партнером России на Балканах. По крайней мере при правлении Николича Россия может опираться на нее в укреплении своих позиций в регионе. Белград в отличие от Софии занимает гораздо более конструктивную и сдержанную позицию. Не позволяет себе критики политики Москвы в украинском кризисе.
Была подчеркнута необходимость развивать экономические связи. Россия готова участвовать в реконструкции железной дороги в Сербии, развитии энергетики и нефтехимии.
Был еще один момент. Сербия ориентируется на вступление в ЕС и Россия подтвердила, что ничего не будет иметь против, если республика будет развивать тесное сотрудничество с нами. Россия одобряет европейский путь, который провозглашен Белградом.
Визит показал высокую степень симпатии сербов и сербского политического класса к России. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что дата проведения парада была перенесена для того, чтобы на нем мог поприсутствовать Владимир Путин. Да и сам факт проведения парада, которого не было несколько лет, многозначителен. Сербия возвращается к своим корням, не отказывается от своего прошлого, видит себя преемницей послевоенного периода истории. В первые годы после распада Югославии была сильна критика Тито, сейчас эта пена схлынула и развитие Сербии в составе социалистической федерации оценивается более разумно.
Парад демонстрирует серьезную перемену во взглядах политической элиты Сербии. Ориентация на связь с Россией достаточно устойчива в сербском обществе. Хотя она уравновешивается и европейским трендом.
Есть, конечно, в Сербии лица (в основном журналисты), критикующие Россию. Но их единицы и общую атмосферу в отношении нашей страны они не создают.
Николич однозначно ориентирован в сторону России. Маленькая Сербия, которая превращена Западом в третьеразрядное балканское государство, поставлена в условия, когда ей приходится выбирать между Западом и Россией. На нее оказывается колоссальное давление. И если Болгария совершенно однозначно выступила на стороне Запада, то Сербия показала свою независимость и настояла на своей позиции. Наверное Сербии придется чем-то за это заплатить, но она на это не поддалась.