То, что праздник для одних, может быть днем трагедии для других
У каждого из десятков народов нашей страны своя история, своя традиция, свои трагические даты. То, что праздник для одних, может быть днем трагедии для других. Допустим, Кавказская война: бессмысленно кричать на всероссийском уровне о том, что Ермолов – герой, если многие жители Кавказа воспринимают Ермолова как символ чудовищной карательной политики царизма, когда сжигались аулы, уничтожались ни в чем не повинные люди и т.д. Надо оставить за народами право на свою историю и искать общее.
Общие духовные скрепы это конечно 9 мая - День победы, День российского единства, День Конституции, в какой-то мере, наверное – День изгнания французов из Москвы – вот, пожалуй, и все.
События, обладающие консолидирующим потенциалом можно выдумывать сколько угодно, но на самом деле Россия была империей, а империи строятся на крови. Допустим, взятие Казани Иваном Грозным – для татарского народа это день великой трагедии. А в Москве ура-патриоты могут кричать: "Иван Грозный правильно сделал, что взял Казань". Точно так же с Ермоловым.
Не так давно была коллизия с этими чеченскими женщинами, которым Кадыров поставил памятник. Нет, чтобы порадоваться героизму другого народа: ведь могли же наши предки поставить на Бородинском поле памятник французским солдатам? Стоит же памятник Великой армии – золотой орел, все его знают. Памятник тем, кто пришел на территорию нашей страны и здесь умер в 125 километрах от Москвы, убив 50 тысяч русских солдат. А когда захотели поставить памятник 46 чеченкам, поднялся вопль про "памятник шахидкам, убивавшим русских солдат". Этого бреда нужно избегать.
Мы строим новую нацию. Эта нация строится на исторических развалинах Российской империи и Советского Союза. Она должна иметь свою общую мифологию. Эта мифология прежде всего должна быть связана с развитием демократии.
Духовные скрепы не нужно "изобретать", нужно просто все тщательно проанализировать и понять, что годится, а что не годится. Социологические методы здесь вполне уместны. Однако если русских 100 миллионов, а чеченцев – 1 миллион, это не значит, что чеченцев надо заставлять принимать праздничные даты, принятые в мифологии русского народа. Надо работать над тем, чтобы искать общее.