Электоральное поле не зачищалось, и в выборах участвуют все кандидаты, которые этого хотели, а некоторым даже помогли с участием
Все меньше сомнений в конкурентности и законности выборов. Мы переходим от направляемого электорального процесса к процессу более свободному. Об этом говорит состав кандидатов. Электоральное поле не зачищалось, и в выборах участвуют все кандидаты, которые этого хотели, а некоторым даже помогли с участием. Это было сделано для того, чтобы все участвовали в выборах, и никто не мог сказать, что конкуренции у нас нет.
При этом конкуренция не является самоцелью, мы говорим о создании настоящей политической системы, в которой будут представлены различные силы. Это не ситуативно появляющиеся силы, которые попытаются аккумулировать свободный электорат. Это системные силы, которые должны быть привязаны к социальной структуре общества и идеологическим течениям. Понятно, что это не возникнет в одночасье. Это процесс долгий, но мы уже наблюдаем признаки реформирования системы. Никому не мешают принять участия в выборах, никому не мешают дойти до конца и показать свой электоральный потенциал.
В Москве есть значительный лояльный электорат, который будет голосовать за Собянина. Я бы не стал его называть конформистским. Среди этих людей многие выступают за перемены, но хотят конструктивных изменений. Они хотят, чтобы была предложена внятная альтернатива тому, что предлагает власть. Власть имеет определенную экономическую программу, представляет, как управлять страной, знает, какие реформы нужны.
Среди оппозиции нет ни одной фигуры, которая могла бы стать альтернативой хоть в какой-то степени. Все оппозиционные кандидаты много говорят о недостатках власти и существующих проблемах, но предлагают абсолютно мифологические вещи, которые трудно претворить в реальность.
Определенная социальная программа есть у КПРФ, но в нынешней экономической системе (с учетом вхождения в ВТО; глобализации; того что сделано за последние двадцать лет, включая приватизацию) трудно представить себе реализацию тех социальных обязательств, о которых они говорят. Правительство на самом деле бьется над этим, но простых решений здесь нет. Ни один из оппозиционных кандидатов на пост мэра Москвы не предложил ни внятную экономическую модель, ни способ решения социальных обязательств, именно поэтому столь обширен лояльный электорат.