Понимание отечественной истории, особенно истории XX века, абсолютно невозможно без понимания общего контекста, в котором происходили те или иные события
Понимание отечественной истории, особенно истории XX века, абсолютно невозможно без понимания общего контекста, в котором происходили те или иные события. В современной исторической науке, прежде всего американской и европейской, подобные сопоставления проводятся, и они достаточно продуктивны. Буквально месяц назад на русский язык была переведена работа Оксфордского историка и экономиста Роберта Аллена «От фермы к фабрике», посвященная советскому опыту модернизации экономики. Там продемонстрировано, что при рассмотрении динамики советского экономического роста в общемировом контексте, при сравнении его с аналогичными показателями как развитых стран, так и стран «третьего мира», очень ярко виден тот рывок, который смогла сделать наша страна в советский период. Рывок по-настоящему уникальный и лишь немногим отличающийся от «японского экономического чуда».
Если же рассмотреть одну из наиболее болезненных тем в нашей истории, тему политического насилия, то также можно обнаружить, что при включении советских репрессий в мировой контекст и приложении методологии социолога Майкла Манна, вырисовывается картина, кардинально отличная от примитивных обличающих схем. Мы видим, что многие вещи были просто запрограммированы необходимостью перехода к массовому обществу.
На самом деле, именно применяя последние разработки западных ученых, социологов, экономистов, таких как Аллен, Манн, Холквист, мы можем увидеть нашу историю вне примитивных схем, во всей её сложности, понять, что и в XX веке наша история была великой и продуктивной. Мы должны перестать зацикливаться на осуждении или оправдании прошлого, но, проанализировав то, что было, идти дальше вперед. Именно такого подхода и придерживается Президент, что не может не радовать.