Главная причина финансового коллапса Детройта – грубые ошибки в муниципальном управлении
На днях New York Times сообщила, что федеральное правительство окажет Детройту помощь в размере 300 млн. долларов. Но это пустяки, потому что долги города составляют 17 млрд. Здесь главная причина финансового коллапса – грубые ошибки в муниципальном управлении. Во главе города стояли безответственные леваки, которые призывали грабить богатых, облагали налогами наиболее состоятельных граждан, в итоге, убежавших к черту из города. В Детройте 90 тысяч пустующих зданий. Федеральная помощь предназначена в первую очередь для сноса этих зданий. Это не только бомжи и крысы, но также сокрушительный удар по престижу города, когда брошенные кварталы тянутся милями. Облик города ужасный. Хотя центр города – я был в Детройте два года назад – выглядит превосходно.
Детройт – особый случай. А в остальном – странная вещь. Многие города подкашивает такой незаметный пункт расходной части бюджета как выплата пенсий служащим. Федеральным законом пенсии запрещено сокращать или подвергать секвестру, поэтому даже обедневшие города обязаны выплачивать их своим многочисленным служащим, занимавшим должности в период процветания. Выплата пенсий – святое дело для каждого муниципального бюджета. Из-за этого города часто испытывают финансовые затруднения: так было во Фресно в Калифорнии, в Стоктоне. Именно под бременем этих расходов они здорово пострадали. А в принципе это живой процесс. Ведь в большей части штатов муниципалитеты категорически отделены от федерального и штатного управления. Они плавают сами по себе. Хотя в некоторых штатах, например в Калифорнии, контроль со стороны штата над ними достаточно суровый. В Калифорнии есть законы, вводящие в довольно жесткие рамки расходование городских бюджетов. Закон запрещает секвестрировать выплаты пенсий. Это нормальная, здоровая, реакция свободной экономики. Надо относиться к городскому управлению крайне внимательно, просчитывая на годы вперед последствия реализуемых проектов. Детройт в этом смысле преподнес очень серьезный урок. Нельзя поддаваться каким-то демагогическим лозунгам, под которыми зачастую избираются безответственные мэры. В Детройте так было в течение нескольких выборных циклов подряд – в итоге город довели до ручки.
Социальные обязательства муниципалитетов всегда были большими. В США, конечно, большая разноголосица во взаимоотношениях трех уровней власти, особенно в том, как власти штата соотносятся с муниципальными властями и властями графств. Одна студентка на нашем факультете подсчитала, что в США на 50 штатов приходится 16 разных типов взаимоотношений этих уровней власти. Поэтому разговоры о том, что именно сейчас федерация переносит свои обязательства на более низкие уровни власти, на мой взгляд, беспочвенны. Это всегда было в традициях американского федерализма. Он выстраивался в известной мере не сверху вниз, а снизу вверх.
Если говорить о Детройте – корень проблем в низком качестве муниципального управления. В других городах-банкротах причины финансового краха различны. Городская экономика в условиях американского рыночного хозяйства подвержена очень сильным колебаниям от года к году. Когда у вас в одном году раздувается бюджет, вы нанимаете служащих – тех же полицейских, как делали в Нью-Йорке, а потом, когда спадает экономический бум, и город оказывается в трудном положении, он по-прежнему должен платить своим пенсионерам большие деньги. Так что причины многообразны, дело не только в плохом управлении, хотя наиболее кричащий случай в Детройте связан именно с этим. Свой вклад в упадок Детройта внесло также рассредоточение американской автопромышленности, которая раньше была на 80% сконцентрирована только в Детройте, а сейчас во всем Мичигане всего 30% производств. Вполне естественно, что город в этом отношении пострадал. Американцы относятся к этому очень болезненно еще и потому, что Детройт считается родиной американского среднего класса, а не только автомобилестроения. Дело в том, что автомобилестроители еще со времен Форда получали огромные зарплаты. Там родился настоящий средний класс, связанный с трудящимися, а не с наследной элитой.
В России сложно найти аналогии американской ситуации. У нас в стране, как известно, преобладает ручное управление, которое мало соотносится с традициями, которые еще попросту не накоплены. Случай с моногородами показал, что, конечно же, федерация немедленно вмешивается и поверх всех имеющихся законодательных актов начинает вытаскивать город, коль скоро финансовый крах грозит социальными потрясениями. В США ничего подобного нет. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Впрочем, порой федерация приходит на помощь городам и в Америке. В 1976 году она спасла от дефолта Нью-Йорк. Ведь именно там должен был случиться первый настоящий дефолт. Федерация спасла их от дефолта за счет массированных займов. А вот с Детройтом не получилось.
В наших постсоветских условиях сложившаяся традиция состоит в том, что Федерация не допускает подобных вещей. Как МЧС приходит на помощь замерзающим городам, хотя это часто просто вина местной администрации, так и финансовые структуры приходят на помощь в случае любой угрозы. Часто это затрудняет участие муниципалитетов в заимствовании за рубежом. Белла Златкис, как известно, говорила, что Федерация готова страховать муниципальные облигации своим бюджетом, а это вещь совершенно непозволительная. Тем самым, города лишаются финансовой самостоятельности и перестают отвечать за себя. Этот патронаж Федерации над муниципальными финансами тянется еще с ельцинских времен, хотя 6-я глава Конституции этого не предусматривает. Я думаю, что зарубежные дефолты должны нас настораживать, но не более того. Складывающаяся традиция такова, что государство не допустит подобных дефолтов. С помощью ручного управления будет сменен мэр, ситуация перейдет под патронаж федерального министерства финансов, но муниципальный дефолт у нас вряд ли возможен.