Молодежь скорее за Навального, но она хуже ходит на выборы

09 февраля 2013 / 23:10

Люди, которые голосовали бы за представителя власти, в меньшей степени склонны ходить на выборы, потому что считают, что их кандидат и так победит

Вы упомянули, что традиционно сторонники оппозиционных кандидатов более активно ходят на выборы, чем сторонники кандидатов от власти. Однако говоря конкретно о ситуации Собянина и Навального, Вы привели данные, согласно которым мобилизационный ресурс Навального заметно слабее. Он какой-то необычный оппозиционер или Собянин необычный кандидат от власти?

Это очень многомерная, многоаспектная тема. С одной стороны, есть молодежь, которая в большей степени за Навального, но хуже ходит на выборы, с другой – пожилые люди, которые за Собянина и чаще ходят. И есть наблюдение, что люди, которые голосовали бы за представителя власти, в меньшей степени склонны ходить на выборы, потому что считают, что их кандидат и так победит. Все эти факторы по отдельности понятны, но когда их складываешь – они противоречивы. Если они складываются в какое-то единое направление - можно говорить о тренде. В нашем случае есть явное противоречие, поэтому мы предполагаем, что тренда нет и ситуация зафиксирована в нынешнем положении. Поэтому со всеми оговорками я утверждаю, что примерно такая картина, как мы прогнозируем, будет и на выборах.

Больше того, предположение, что люди, которые симпатизируют Собянину, не пойдут, потому что он власть, мол, он и так выиграет, имеет право на существование. Но с другой Собянин все-таки не совсем типичный представитель власти. Обычно представитель власти ассоциируется с политическими особенностями. Например, дают такую характеристику: «Кандидата я не знаю, но он из партии власти». Последние выборы показали, что явка людей, которые проголосовали бы за такого кандидата, снижается. Нет магнитной силы, которая притягивает к нему избирателей (имеется в виду эмоциональный аспект – ред.). Мы по инерции также рассуждаем и о Собянине.

Но на уровне качественного размышления он – хозяйственник. Он тщательно дистанцируется от политики. Он говорит: я занимаюсь пробками, развязками, дорогами и т.д. Это важная особенность. Но как она сыграет на избирателя?

Поэтому наш прогноз по Собянину – осторожный. Я допускаю, что в силу массовой симпатии к нему и его озабоченностью не политикой, а хозяйством города, обеспечат ему более массовый приток голосов.

Но мы действуем (составляя прогноз – ред.) на основе предыдущего опыта, который указывает на наличие противоречия между факторами явки и факторами предпочтений.

Вы прогнозируете Собянину 60% на выборах. И это еще скромный прогноз по сравнению с ВЦИОМ, который ему обещает 62%. Откуда в принципе у Собянина такой высокий рейтинг, даже выше Путина по Москве во время выборов президента 2012 года?

Исходная позиция Собянина была очень высокая. Еще до выборов мы видели по оценке его работы и работы его правительства, по оценке динамики ситуации в Москве, насколько больше к нему позитива, чем негатива. И с этим связана исходная позиция Собянина до того, как мысль о том, что предстоят выборы дошла до большей части людей.

Это журналисты, политологи быстро поняли по ситуации, что будут выборы. Но (в народе – ред.) такая информация медленно распространяется. В июле Собянин был как бы один. И его оценка шла от позитива в Москве. Затем, когда возникли другие кандидаты, и возникла сама [предвыборная] ситуация, вынуждающая сравнивать его с другими кандидатами, его рейтинг немного упал.

Это никак не связано с тонкостями изменения политического ландшафта. Прозвучало, что кто-то сказал, мол, выборы у нас теперь станут конкурентными (речь о недавнем совещании политологов у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, где, по словам присутствовавших, среди прочего обсуждалась необходимость усиления конкурентности выборов – ред.). Но кто об этом кроме нас с вами знает (обращается ко всем журналистам – ред.)? Если выборы действительно станут конкурентными, то эта мысль дойдет до наших респондентов лишь через много месяцев. Наши респонденты живут совсем другими проблемами. 46% не замечали кампании. Потому что у них другие проблемы: с детьми, деньгами, здоровьем, работой и т.д. Где-то на периферии находятся выборы. Даже если бы мы 8 сентября пошли и стали спрашивать людей, а что сегодня происходит, они бы сказали: сегодня солнышко. А выборы? Ах, да! Еще и выборы.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика