Несколько дней назад Моди сказал, что для него приоритет – это Китай, Россия и Япония
Как вы полагаете, с чем связано то, что в России к победе Моди отнесли весьма благосклонно, хотя исторически считается, что России ближе проигравший Индийский национальный конгресс?
В последнее время в Индии был период нестабильности. Конгресс себя в какой-то мере скомпрометировал, вся предвыборная кампания прошла под критику Конгресса и их попыток себя оправдать. И вердикт был поразительный, такое голосование… А для России важно определенная стабильность в Индии.
Там победила партия, которая самостоятельно сможет сформировать правительство, получающее поддержку подавляющего большинства населения страны. Так что они будут более свободно принимать решения. Даже не столь важно, какие это будут решения, но это будет стабильная позиция. С таким правительством всегда легче иметь дело.
Что касается традиционных отношений России с Конгрессом. Да – так и было, в течение многих лет Конгресс был у власти. Но давайте вспомним 1977 год, когда на выборах Индира Ганди потерпела поражение и к власти пришла предшественница нынешней Бхаратия джаната парти, называвшаяся просто Джаната парти. В ходе предвыборной кампании эта партия во главе с Морарджи Десаи, который потом стал премьер-министром, и Атал Бихари Ваджпаи, который стал министром иностранных дел, провозглашала политику равноудаленности от великих держав. Вплоть до того дошло, что звучали предложения денонсировать советско-индийский договор, который мог быть расценен как крен в сторону СССР. Но выборы прошли и один из первых обменов визитами на высшем уровне были визиты с советскими политиками. Десаи и Ваджпаи приезжали в Москву, [министр иностранных дел СССР Андрей] Громыко был одним из первых иностранных руководителей, который приехал в Индию после победы Джаната парти. И ни о какой денонсации договора никто даже не вспомнил.
Это говорит о том, что одно дело предвыборные лозунги партии, другое – реальная власть, реальная политики. А для Моди, а в то время для Десаи и Ваджпаи - это политика, одним из важнейших приоритетов которой были отношения с СССР и Россией. Каждое новое руководство будет использовать в своих интересах наработки прежнего правительства.
Может ли Россия как-то использовать то, что у Бхаратия джаната парти и ее лидера не самые лучшие отношения с США?
Во-первых, у него уже будут хорошие отношения. Американцы не глупые. Одним из первых, кто поздравил Моди, был Барак Обама, и он уже пригласил его приехать. В США тоже прагматики, там тоже понимают, что Индия – это та страна, с которой нужно иметь отношения.
Насколько я знаю, Моди расположен к России. Несколько дней назад он сказал, что для него приоритет – это Китай, Россия и Япония. Кроме того, он отдельно отмечал Израиль, потому что считает, что они вместе – главные борцы с терроризмом.