Но это не значит, что власть идет за этими настроениями, формируя повестку дня
Ряд недавно принятых законов сопровождались кампаниями по продвижению данных социологических исследований, свидетельствующих, что эти законы или идеи народом поддерживаются. Значит ли это усиление непосредственного влияния народа на решения власти?
Г.Кертман: Безусловно, многие из последних законодательных инициатив находятся в резонансе с общественными настроениями. Но это не значит, что власть идет за этими настроениями, формируя повестку дня. Скорее наоборот, общественное мнение формируется властью исходя из ее собственных ценностных представлений, но с оглядкой на общественные настроения.
Да, последние законопроекты, прямо говоря, традиционалистской волны, уходят корнями в глубины массового сознания. Но, тем не менее, это во многом стимулируется самой властью через СМИ. То есть непосредственно повестка задается не обществом, а все же властью.
Свидетельствует ли желание власти в последнее время постоянно напоминать на то, что ее инициативы соответствуют общественным настроениям, о том, что власть опасается непопулярных мер?
Г.Кертман: Я так не думаю. Когда и где власть, делая шаги соответствующие общественным настроениям, не акцентировала на этом свое внимание? Это вполне естественно.
А что касается непопулярных мер - не стоит доводить до абсурда. Нельзя говорить, что власть принимает исключительно популярные меры. Взять, например, антитабачный закон. Или какие-то меры в экономической сфере. Совсем не обязательно, что среди них будут очень популярные.
Но большинство новых законов в социокультурной сфере на сегодня соответствуют традиционалистскому тренду. И, конечно, было бы странно, если бы в их поддержку не приводились аргументы об их соответствии общественным настроениям.