Только 5% муниципалитетов зарабатывают, у остальных просто нет налоговой базы
Вполне очевидно, что муниципальная реформа имени господина Козака оказалась бессмысленной, о чем и предупреждали. Было создано огромное количество муниципалитетов на уровне поселений без ресурсов. Фактически было добавлено 200 тыс низовых чиновников.
Нужно пересматривать систему местного самоуправления в части низовых, городских поселений, из которых (многих из них) следует делать городские округа. В этой части я спорить не стану.
В отношении денег, которыми обладают муниципалитеты на исполнение своих функций, мы имеем объективную ситуацию. Только 5% муниципалитетов зарабатывают, у остальных просто нет налоговой базы. Но даже если посмотреть на систему межбюджетных отношений, то трансферты получают все, потому что деньги в регионах централизованны на уровне бюджета субъекта РФ. И одна из причин нынешнего положения дел – неравномерное распределение налоговой базы. Простого решения здесь просто нет. Так же как у нас очень сложная ситуация с налоговой базой по субъектам. Мы все централизовали, а потом поняли, что эффекта нет, что разумный предел централизации давно пройден.
Именно поэтому местному самоуправлению нужна децентрализация. Причем децентрализация на обоих уровнях: и от центра к регионам, и от региона к муниципалитетам. Это все равно придется делать.
Я категорически против городских поселений. Нужно делать городские округа с нормальными полномочиями. С сельскими низовыми поселениями нужно разбираться, потому что у них вообще нет налоговой базы за редким исключением. Это вопрос дальнейшей дискуссии, поскольку очевидного решения нет.
То, что касается отмены выборов или переноса их только на уровень поселения – это типичное сиюминутное политическое решение. Власти прекрасно понимают, что они проигрывают крупнейшие города и не хотят, чтобы там были выборы. А поселения, если взять все региональные консолидированные бюджеты, то на их долю в доходах приходится лишь 5%. Логика такова: ну, пусть поиграют в выборы, деньгами они все равно не распоряжаются, поскольку они по факту высоко дотационные.
Что же нам нужно сделать? Усилить полномочия и ресурсы городов, особенно крупных, иначе все и дальше будут ехать в Москву. А раз так, это децентрализация. Когда у городов отбирают меньше налогов, то они чувствуют себя лучше. Нужно расширять полномочия городских округов. Им нужно дать возможность оставлять у себя больше налоговых денег, самостоятельно принимать решения, куда их потратить. Без этого в России МСУ никогда не будет.
Но в этом случае мы ведем разговор о сильных. А что же сделать с огромным количеством слабых? Понятно, что здесь речь также идет о перераспределении полномочий. Но в каких формах следует перераспределять? Пока для них все крайне жестко предписано. Они могут потратить средства из субсидий исключительно на определенные цели. Нужно же сделать так, чтобы они свободнее распоряжались причитающимися деньгами да и сами субсидии нужно укрупнять. Но вся система сейчас заточена на жесточайшую регламентацию расходов МСУ.
Нам нужны усиление городов, чтобы они могли конкурировать друг с другом за людей. Тогда города станут точками роста. Поэтому нам нужно двигаться назад, нам нужна децентрализация, расширение полномочий городов.
Конечно, все это очень сложно, но нужно понимать, в какую сторону следует двигаться. А с этим – большие проблемы.