Санкции меня не пугают, а радуют
Как вы считаете, должна ли Россия в ответ на западные санкции ужесточать собственные?
Если будут приняты решения о зеркальном ответе, то нужно исходить из того, что принесет пользу экономике. Все меры, которыми мы сейчас отвечаем, нужно было вводить значительно раньше. Нужно было сначала закрывать нашу экономику, пока была дешевая электроэнергия и прочие ресурсы, чтобы создать стимул, опираясь на внутренний спрос, строить собственные предприятия, как это было в Китае. А уже когда собственная промышленность развилась бы – экономику открывать.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Трагедия, которая произошла на Украине, действия ведущих западных держав спровоцировали наше руководство к тому, чтобы мы задумались о нашей безопасности. Ведь мир не так глобален, как мы думали, и зависимость государства от мирового сообщества в большей степени минус, чем плюс.
Ведь мы планомерно шли от первой зависимости от отверточной сборки, западных комплектующих, западных технологий и дошли до края пропасти, которая называется сырьевой придаток ведущих мировых держав.
Сейчас все эти действия – импортозамещение, стимулирование собственного спроса, поддержка отраслей промышленности – сейчас наконец-то пошли. Так что санкции меня не пугают, а радуют, наконец-то у нашего машиностроения появился шанс стать конкурентоспособными.
Не слишком ли резко это происходит?
Лучше шоковая терапия для промышленных отраслей, нужно идти на эти жертвы. Как показывает наша история последних 20 лет, именно такие меры дают наилучший потенциал нашей экономике, промышленности. Мы привыкли выживать в критических условиях.
Мы, к сожалению, дошли до такого состояния, что наша промышленность, в частности, машиностроение, в таком состоянии, что ее нужно как ребенка бросать в озеро, чтобы научить плавать. Я надеюсь, выплывут.
Насколько я знаю, сейчас все ключевые проекты на карандаше.
Может ли Россия, помимо протекционистских мер, сама лишить Запад чего-то там незаменимого?
Россия может лишить чего-то, но, к сожалению, это лишение болезненно для нас самих. Пострадают наши отрасли или наши производители. Мы уже находимся в зависимости от Запада: где-то частично, а где-то уже очень серьезной.
Как вы относитесь к одной из возможных ответных мер - запрету на ввоз в Россию подержанных автомобилей?
Запрещать ввоз старых подержанных автомобилей – то, о чем сейчас говорят в правительстве – я считаю, это нужно было делать раньше, не дожидаясь санкций. Это вопрос безопасности наших граждан, экологии, выживания отечественной автопромышленности, которая на сегодняшний день не имеет стимулов развиваться, потому что иностранные поставщики б/у автомобилей подчас демпингуют.