Высказывания Меркель относительно украинского кризиса не означают кардинальной смены парадигмы российско-германских отношений
Сейчас в политической элите Германии нет никого, кто бы готов был принять российскую позицию по украинскому вопросу. Глава партии «Левые» Грегор Гизи готов вести переговоры по этим вопросам на уровне немецкого и российского парламентов, некоторые депутаты пытаются перевести жесткую позицию Меркель в формат конструктивного диалога, порой подобные нотки проскальзывают в заявлениях министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, но, безусловно, последнее слово всегда остается за Ангелой Меркель.
На мой взгляд, придерживаться подобной непримиримой позиции, федерального канцлера заставляют два фактора.
Во-первых, это трансатлантический вектор внешней политики Германии.
Ангела Меркель жестко завязана на отношения с американской администрацией и лично с Бараком Обамой, в том числе в контексте предстоящих переговоров между ЕС и США относительно создания зоны свободной торговли и движения капиталов, которая существенно поможет немецкой экономике.
Во-вторых, это предстоящие выборы в Европарламент, поскольку Ангела Меркель оглядывается на электоральные настроения внутри национальных и европейских парламентских партий. Ближайшие соседи Германии также занимают достаточно жесткую позицию. Польша, которая связана с Германией коалиционным договором относительно обсуждения российско-германских отношений, также достаточно однозначно высказывается по ситуации на Украине.
Полагаю, всё же, что жесткие высказывания Меркель относительно украинского кризиса не означают кардинальной смены парадигмы российско-германских отношений. Всё-таки это кратковременный кризис, и после выборов в Европарламент и после того, как ситуация с властью на Украине определиться, с двух сторон снова будут предприниматься попытки нормализации российско-германских отношений. Конечно, российско-германские отношения никогда не будут прежними. Германия будет идти в трансатлантическом фарватере Евросоюза, а Россия дальше будет продолжать учитывать украинский фактор в отношениях с западными странами, в том числе и с Германией.
Однако всё же думаю, что, несмотря на личную жесткость Ангелы Меркель, всё-таки, в отличии от США, ФРГ имеет некоторый резерв для снятия кризисной ситуации, прекращения бесконечных претензий, обвинений и требований к российскому руководству.