Сомневаюсь, говорил ли это Джон Кеннеди на самом деле, но ему приписываемый афоризм в любом случае существует: «Для престижа нации по-настоящему важны две вещи: полеты в космос и золотые олимпийские медали»
От российских ракетных двигателей РД-180, выводящих американцев на орбиту, США отказаться не может – испытания собственного аналога провалились. Альтернатива – летать в космос на батуте. Остаётся бить по престижу России, попутно поднимая свой, на олимпийской ниве.
Олимпиадой в Сочи Россия произвела на весь мир бомбовый эффект. Запад попытался нивелировать его по максимуму: потоками небылиц и грязи до Игр, во время и после. Свёл к минимуму количество своих туристов: приедут, познакомятся со страной, вернутся, начнут рассказывать; их истории разойдутся с тем, что пишут газеты и транслирует телевизор – никуда такое не годится. Однако ж, как ни крути, а показывать Сочи надо, и российские победы никуда не скроешь.
Настолько, однако, невыносимым оказался российский успех, что за Родченкова схватились с неописуемым энтузиазмом. Поверили бы даже в инопланетян, помогающих русским, лишь бы вычеркнуть те Игры из памяти, объявить их не состоявшимися. Не было, граждане, русских побед, мы их вычёркиваем, забудьте.
На ЧМ по футболу значительных российских успехов не планируется, но заблокировать туризм нужно обязательно – отсюда кампании в западных СМИ по запугиванию желающих отправиться в Россию болельщиков. Даже не думайте, граждане, побьют вас там, ограбят и убьют.
Успехи сборной какой-либо страны на Олимпиаде транслируют внешней публике силу, создают притягательность (когда в идеальном случае туземцам так хочется безвиз, что родную хату готовы спалить), внушают доверие, из которого позже рождается дружба. И как потом санкционировать такую страну? Ведь для всего нужна поддержка собственного населения, а оно, не приведи господь, повально RT смотрит.
Поэтому МОК сейчас латает последние дыры, через которые в Пхенчхане возможно просачивание российского влияния. Мы можем иронизировать над важностью заседаний МОК на тему «Как отобрать флаги у российских болельщиков?» или «Как вычистить от государственной символики инстаграммы российских олимпийцев?», но для МОК и тех, кто за ним сейчас стоит, эти темы действительно важнее некуда. Запрещённая российская символика, будучи показанной на Олимпиаде, унизит уже сам МОК и создаст пиар России – явно не этого, рискуя развалом олимпизма, Запад добивался.
Итак, пропагандировать Россию на весь мир в Корее, поедем мы туда или нет, у нас явно не получится. Осталось разобраться с тем, какое влияние эти Игры окажут на самочувствие и самоощущение россиян: поднимут настроение или опустят, вдохновят на свершения или заставят опустить руки. Иначе говоря, как они повлияют на здоровье нации, из которого следует и уверенность в себе, и мобилизация, когда нужно, и даже героизм. Страну, чья нация больна, некому окажется спасать от посягательств и развала. Так в своё время тысячи советских танков остались на базах, а полстраны не стало.
ЧМ по футболу 2006 года в Германии, к слову, купленный ею за взятки, воодушевил немцев, сплотил, заставил поверить в себя. Вряд ли поездка «последних олимпийских могикан из России» на унижение в Корею кому-нибудь в России улучшит настроение, сократит количество инфарктов, сподвигнет больше уважать свою страну. А если нет, что нам в Корее делать?..