В Германии, несмотря на люстрации после войны, на многих должностях остались бывшие нацисты
Люстрация — это достаточно радикальный, но, вместе с тем, остающийся в сфере приемлемого способ преследования политических оппонентов. Например, в СССР были целые категории «лишенцев» — людей без права занимать определенные должности, избирать и быть избранными.
Не всегда люстрациям сопутствует лишение основных гражданских прав. Тут можно привести в пример Польшу. Но такое происходит, как правило, в моноэтническом государстве, когда речь идет именно о политических оппонентах. Если страна многонациональная, вторым шагом может стать лишение прав еще и тех, кто в принципе может голосовать неправильно. Тут в качестве примера можно вспомнить прибалтийские люстрации. В Эстонии и Латвии они шли в одном пакете с введением института негражданства, то есть части прав лишались не только политические оппоненты, но целые потенциально нелояльныекатегории населения. В случае с Латвией этот второй шаг был гораздо существенней, чем собственно сам закон о люстрации.
Украинские власти сейчас настойчиво пытаются переделать свою страну из многонациональной страны в государство украинцев. Поэтому запланированные люстрации вряд ли станут концом процесса, скорее, только началом. Сначала при помощи люстраций будут лишены возможности представлять нетитульные нации те, кто может представлятьих сейчас. Потом, когда выяснится, что этого недостаточно, начнутся ограничения еще и тех, кто может неправильно проголосовать (например, венгерское население в Закарпатье, румынское в Буковине, русское в юго-восточных регионах — ред.).
На мой взгляд, в Украине речь идет не только о люстрациях, как сопротивлению возможности восстановления старого режима, но и о люстрации как залоге сохранения нынешней власти, нынешней политической комбинации. Вряд ли это можно одобрить.
Люстрации возможны лишь в тех государствах, где существует верховенство закона, строго соблюдаются права человека, гражданские права. К сожалению, на сегодняшний день в Восточной Европе Украина последнее государство, в котором все эти вещи имеются. Когда люстрации проводятся в недемократическом государстве (а Украина на данный момент недемократическое государство) — это не инструмент обеспечения будущего позитивного развития, это политическая дубинка.
Форма люстрации всегда зависит от конкретной политической ситуации. В Германии, несмотря на люстрации после войны, на многих должностях остались бывшие нацисты, они использовались для создания госаппарата. Точно так же достаточно много бывших высокопоставленных членов КПСС мы видим сейчас у власти в странах Прибалтики, где произошла смычка перековавшейся партийной элиты, проникшейся националистическим духом, и эмигрантской элиты. Они каким-то образом смогли поделить между собой властные полномочия, бизнес и прочее.