Крым дает понять, что формирование новой власти в Киеве без консультации с ним неприемлемо
В Крыму организуется народное ополчение. Звучат отдельные комментарии о чуть ли не сепаратистских настроениях там. Как вы видите ситуацию?
Такого рода настроения, как то, что сейчас происходит сейчас в Крыму, по большому счету, мы видим не впервые.
Еще в 1993-1994 году, когда к власти в Крыму пришел президент Юрий Мешков, была огромная надежда, что Крым так или иначе получит поддержку от России. Но тогда сами крымчане не проявили особой заинтересованности, как-то решать свою судьбу.
Что касается сегодняшнего варианта, то, мне кажется, пока рано говорить, что такие явления направлены на некую федерализацию страны. Я бы даже не сказал, что это свидетельство отрыва Крыма от Киева.
На мой взгляд, Крым дает понять Киеву, что те незаконные явления, которые происходят в столице, а именно отстранение Януковича от власти и назначение неких комиссаров (новые главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко и МВД Арсен Аваков – ред.) – это неприемлемо. Так вот крымчане дают понять, что ситуация, когда Киев вдруг формирует ни с того ни с сего органы власти и при этом никак не консультируется по этому поводу с юго-востоком, для полуострова неприемлема.
Если вспомнить все предыдущие явления такого рода в Крыму, то и тогда разговор о федерализации полуострова не шел. Разговор шел о том, чтобы органам местной власти были предоставлены большие полномочия в гуманитарной сфере, больше не насиловали украинским языком, чтобы с точки зрения выплаты налогов и получения трансфертов Крым имел более сильный голос в диалоге с Киевом. Все те действия, что происходят в Крыму я оцениваю, как действия, направленные на диалог с Киевом.
Стоит ли ожидать реализации негативных прогнозов о том, что Крым подвергнется этнической чистке? Или правы те, кто говорит, что уже вскоре все будет спокойно?
Истина где-то посередине. Есть горячие головы со стороны Западной Украины, со стороны тех, кто командует в Киеве, эти люди пытаются поставить на повестку дня языковой фактор. Например, мы был отменен далеко не самый пророссийский закон о статусе вторых языков.
Если сейчас киевская власть не будет педалировать «русский фактор», то есть шанс, чтобы все эти вопросы были обсуждены в спокойной обстановке, есть шанс найти консенсус и компромисс. У меня складывается ощущение, что люди, захватившие власть в Киеве (а пока назвать их легитимной властью трудно), совершают ошибку, идя по пути своих предшественников, которые в периоды национального пробуждения первым делом меняли вывески с русского на украинский.