Граждане у нас финансово подкованные
- Ощутила ли автомобильная отрасль проблемы в российской экономике?
- Если брать экономику в целом, куда входит и производство и продажа через дилерскую сеть, то мы являемся драйвером экономики. Когда экономика забуксовала, это ощутила и автомобильная отрасль. Уже с марта 2013 года продажи автомобилей в России падают. Изначально на 1−2%, затем 5−7% и все думали, что вот-вот падение продаж достигнет предела. Это было до украинского кризиса и девальвации. А с июня 2014 года рынок уже не падает, а летит в пропасть. В летние месяцы падение достигало 20−27%. Это серьезный удар и по автозаводам, часть из которых останавливались, переходили на одну смену или усеченный режим работы, и по автодилерам, которые стали продавать меньше автомобилей.
Отразилась на нас и девальвация. Люди у нас финансово подкованные и когда видят девальвацию порядка 30%, то они прекрасно понимают, что сегодня это произошло с рублем, завтра это отразится на его кошельке. Поэтому те, у кого есть накопления, они их снимают и покупают автомобили. В большей степени это касается премиальных марок, потому что покупка такой машины сегодня сэкономит в будущем году до 30%, грядет подорожание и всех остальных марок.
- А есть ли кроме цены какие-то параметры, которым стали отдавать предпочтение?
- Люди становятся разборчивее. Прежде всего, все больше покупают кроссоверов. Сейчас из 100 проданных в России автомобилей 40 — это кроссоверы. Пять лет назад было в два раза меньше. Еще одна тенденция связана с тем, что сейчас больше премиум брендов входят в массовый сегмент, начинают делать автомобили в пределах миллиона с небольшим рублей. У потребителя появился выбор: купить автомобиль массового бренда или чуть дороже, но зато автомобиль премиальной марки. В этой ситуации премиальные бренды усиливаются, выросли продажи «Порш», «Мерседес», «Лексус». Кроме того, «премиальщики» чувствуют себя сейчас лучше еще и потому, что их потребители чувствуют себя получше и, что важно, знают, что такое качество жизни и стараются его поддерживать. Повышает спрос и обновление модельного ряда. Сильно обновила модельный ряд «Мазда», «Шкода». Мы наблюдаем всплеск продаж на обновленный «Джип» или новую модель «Лексуса». Конечно, смотрят люди и на цены. Покупателей на рынке сейчас становится меньше, автомобилей больше, и чтобы их продать приходится торговать даже ниже себестоимости, привлекая спрос. Уже в 2013 году прибыль многих дистрибьюторов упала, а если кто-то 2014 год умудрится закрыть в плюсе — ему вообще памятник надо ставить.
- Какие стратегии продаж авторынок может предложить на период трудностей в экономике?
- Кризис 1998 года, когда доллар стоил сначала 6 рублей, но упал до 24 рублей, пришел к нам из из Азии. На полгода мы подтянули ремни, а потом пошел рост. Кризис 2008—2009 годов, когда доллар упал до 33 рублей, пришел к нам как результат ипотечного кризиса в США. Нынешний кризис появился в самой России. И ситуация усугубляется санкциями и геополитическими разногласиями. Поэтому главная стратегия в этот период — выжить. Я ожидаю череду банкротств. Некоторые марки и дилерские предприятия уже работают в убыток себе. У многих заканчивается жирок, у многих он на подходе. А для наиболее амбициозных и сильных главная стратегия — усилиться за счет тех, кто работает не так как следует. Хотя это и будет архитрудно, потому что доходность бизнеса тает на глазах. Но любой кризис — это очищение.
Перед нами сейчас две основные проблемы. Первая — почти нет хороших новостей. Была новость про Олимпиаду и про Московский автосалон, а остальные новости негативные и плохо влияют на эмоциональную составляющую покупателей. Второе — жизненный уровень людей снижается и каждый это чувствует в магазине, который он посещает.
- Чем-то правительство может вам помочь?
- Задача правительства повысить оборачиваемость рубля, чтобы люди больше покупали, в том числе, в кредит. Но деньги дорожают: и для бизнеса и для потребителя в виде автокредитов. А ведь автокредиты — это основной драйвер продаж автомобилей.
Но тут нужно отдать должное. Правительство подтвердило программу утилизации автомобилей на 10 млрд рублей. Это уже замедлило спад продаж и в октябре рынок падал не на 27%, а только на 10%.
Сейчас РОАД будет просить правительство рассмотреть два вопроса: продление программу автоутилизации на 2015 год и запуск программы льготного автокредитования. Если эти программы будут осуществлены — это активизирует авторынок. Автозаводы будут загружены работой, не будут сокращаться рабочие места, люди будут работать, получать зарплату и платить налоги. Дилеры будут продавать машины, будут зарабатывать деньги. Всем — и государству, и производителям, и продавцам, и потребителям — будет от этого хорошо.